Пятница, 03.05.2024, 11:17 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2012 » Октябрь » 22 » ХРАМЫ СТАРОГО ОДОЕВА
10:06
ХРАМЫ СТАРОГО ОДОЕВА


Предлагаем вашему вниманию новую статью Николая Сычёва, который без сомнения запомнился всем публикацией ценнейшего исторического источника 1616 года. В данной работе автор даёт очерк храмового строительства 16-17 веков. До сих пор мы знали Одоев как город шести церквей. Но эта картина 18-19 веков была итогом длительной исторической жизни нашего города. Вот перед нами картина гораздо более древняя.

Первый одоевский краевед и историк И. Краснопевцев в «Очерках города Одоева» написал, что по воспоминаниям старожилов самым древним одоевским храмом был Никольский. Однако закрадываются сомнения, неужели и впрямь народная память так долговечна, что смогла сохранить до конца XIX века суть происходившего как минимум за пять веков до того? В сравнении с Краснопевцевым мы находимся значительно в более выгодном положении, у нас есть возможность обратиться пусть и к немногочисленным, но оригинальным документам XVI - XVII веков, частично опубликованным, частично ждущим разбора в государственных архивах. В данном случае это "Сотная с одоевских книг... на владения Настасова монастыря”, датируемая 1565 годом, и "Список с дозорной книги поместных и вотчинных земель в станах Деревском, Богоявленском и Площадцком...” за 1616 год (далее - просто” Сотная” и "Список”).

Четыре церкви Соборной горы   

Из «Списка» мы узнаём, что в 1616 году в городе, т.е. на территории Соборной горы, находилось два соборных храма - Воскресенский и Спасский. Из этого же документа нам известны названия городских и острожных башен. Среди городовых башен перечисляются Воскресенская, Спасская и Сергиевская. Первые две получили свои названия по храмам, расположенным поблизости. Поэтому можно с большой долей уверенности предположить, что и Сергиевская башня названа была так по находящемуся рядом храму. Вероятно, позднее он был вынесен из города в Малый острог. Во всяком случае, в начале XVII века церковь размещалась именно там. Но название башни отражает более раннее его расположение.
   

Это ещё не всё. Вот цитата из "Сотной”: "Рождества ж Пречистыя Настасова монастыря … в городе под соборною церковию под Воскресением Христовым под церковья четвертной жеребей предел камен дверьми к церкви Благовещению Пречистыя”. Из этого отрывка следует, что в 1565 году и Благовещенский храм находился в черте города, т.е. на Соборной горе, недалеко от Воскресенского храма. Подтверждение этому мы находим и в "Списке”. Вот дословная цитата из него: "Да в том же Меньшом остроге Соборные церкви Благовещения Пречистые Богородицы, древяна клетцки, да предел архангела Михаила, что вынесен из города”. На первый взгляд, можно понять так, что из города в Малый острог был вынесен только один предел, но на самом деле речь тут идёт о соборном Благовещенском храме с пределом архангела Михаила.

Получается, что изначально на относительно небольшой территории Соборной горы, обнесённой крепостной стеной, одновременно размещалось четыре храма - соборные Воскресенский, Спасский и Благовещенский, а также Сергиевский. Плюс к тому там же находился ещё и двор Анастасовского монастыря. Вот только следов Никольского храма мы не находим. Вероятно, И. Краснопевцев в данном случае ошибался. 
 

  Теперь несколько слов о Воскресенском соборном храме. В «Списке» (а это, повторяю, 1616 год) однозначно говорится, что этот храм каменный. Единственный каменный храм Одоева, все остальные ещё долгое время оставались деревянными. К этому можно добавить, что в «Сотной» имеется указание на то, что уже в 1565 году этот храм был каменный. Правда, в «Сотной» говорится о каменном приделе к Воскресенскому храму (смотрите выше цитату), но вряд ли кто-то стал бы строить каменный придел к деревянному храму. И храм, и придел уже тогда были каменные. В «Списке» подробно описано убранство и имущество Воскресенского храма - иконы (образы), книги, ризы, сосуды, украшения, светильники и прочее. Описание длинное и, к сожалению, не подходит под газетный формат.
   

В «Списке» дано также подробное описание убранства и имущества Спасского соборного храма. Причём, указано, что «по скаске» старожилов того ещё времени, всё имущество церковное и всё церковное строенье обоих соборных храмов - князя Александра Воротынского. Здесь, конечно, нужно понимать, что вклады и дарения в храмы делали и его братья Михаил и Владимир, а также их отец,  дед и т.д.
Три храма Малого острога   

В Малом остроге на 1616 год показаны три храма - Никольский, соборный Благовещенский и Сергиевский. О них уже было сказано. Привлекает внимание и название одной из башен Малого острога, а именно Семёновской. Оно явно указывало на ещё один храм. Подозрения подтвердились, когда автор данной статьи стал разбирать в «Списке» описание церковных земель. Вот фрагмент из описания: «Да пусто церковное место, что бывало храм Симеона Богоприимца». К сожалению, писец не уточнил, что случилось с этим храмом, - сгорел или был разобран за ветхостью. Скорее второе, так как после постройки острожной стены он оказался расположен с её внешней стороны. Это кстати подтверждает достаточно позднюю постройку острожных стен. В отличие от других одоевских храмов Семёновский уже не возобновлялся. Не появилось и придела Святого Симеона при каком-нибудь другом храме, что необычно. Добавлю лишь, что убранство и имущество Никольского, соборного Благовещенского и Сергиевского храмов в «Списке» также описано достаточно подробно.

Ещё три храма   

В Большом остроге в 1616 году стояли два храма - во имя Великомученика Никиты и во имя Великомученицы Параскевы. Однако в ещё одном документе того времени, в «Подлинной писцовой и межевой книге дворов, усадеб и пашенной земли Стрелецкой слободы города Одоева...» за 1685 год говорится: «А в той Стрелецкой слободе в остроге церковь Афонасия Александрийского, да в пределе Великого Мученика Христова Никиты приход». Вероятно, Никитский храм к тому времени был разобран за ветхостью, а на его месте построен новый храм - Афанасьевский, в котором, тем не менее, сохранили придел Святого Никиты. 
 

  Ещё один храм - во имя Великомученика Егория (Георгия) - находился в Захлевной слободке.

*   *   *

Все одоевские храмы, кроме Воскресенского, до второй половины XVIII века оставались деревянными. Конечно, время от времени они подновлялись, но всё равно достаточно быстро ветшали. Тогда их разбирали и строили новые, часто почему-то меняя посвящения. Так вместо Сергиевского храма был построен Богоявленский, а при нём сохранён придел во имя Сергия Радонежского. Вместо Афанасьевского храма с приделом Святого Никиты возвели Преображенский, а к нему пристроили два придела - во имя Афанасия Александрийского и во имя Святого Никиты. Место Пятницкого храма занял Казанский, а при нём были устроены два придела - во имя Великомученицы Параскевы и во имя Чудотворца Николая. Никольский храм к тому времени, вероятно, также уже был разобран. 
 

  Только во второй половине XVIII века деревянные здания храмов стали заменяться каменными. В этом процессе особую роль сыграли быстро богатевшие и много грешившие одоевские купцы. Это всё подробно описал в своём очерке Краснопевцев, поэтому нет нужды повторять.
  

 Николай Сычёв.


Категория: Это наша с тобой биография | Просмотров: 2988 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]