Понедельник, 29.04.2024, 19:35 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2011 » Июнь » 1 » Наши дети меняются к лучшему
11:29
Наши дети меняются к лучшему
Почти полгода в Одоеве работает социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Мы знаем, что создан он для работы с детьми и подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Но что конкретно подразумевается под такой работой? Что стоит за понятием «социальная реабилитация»? По крайней мере, я до недавнего времени весьма смутно это представлял.
 
 
В центре создано структурное подразделение, которое так и называется – отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних. Возглавляет его Елена Валерьевна Калиничева. Вот что она рассказала.
- Когда ребёнок поступает в центр, специалисты в течение двух недель наблюдают за ним. По разным методикам проводится диагностика, цель которой выявить степень социально-бытовой запущенности; определяются направления, по которым будет строиться работа с ребёнком. Индивидуально для каждого воспитанника выстраивается программа реабилитации. Специалисты проводят занятия, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Конкретный набор программ определяется задачей максимально восполнить в центре то, что ребёнок по тем или иным причинам недополучил в семье. Почти всем, например, нужна программа повышения мотивации к учёбе. Если у воспитанника не развита речь, он плохо читает, не умеет пересказывать – поможет программа «Литературные ступеньки». «Прекрасное своими руками» - программа, раскрывающая творческие способности, «В здоровом теле здоровый дух» - физкультурная программа и так далее.

 
 
В составе нашего отделения работают педагог-психолог Елена Сергеевна Гусева, учитель-дефектолог Олеся Викторовна Сушкова, социальные педагоги Ольга Михайловна Игурова и Лидия Ивановна Сизова, инструктор по труду Сергей Семёнович Цуканов, инструктор по физической культуре Марина Олеговна Юрасова, музыкальный руководитель Ирина Борисовна Корочкина. Эти специалисты разрабатывают и реализуют индивидуальные программы реабилитации, направленные на трудовую, бытовую, социокультурную реабилитацию. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. По данному направлению мы тесно сотрудничаем с приходом одоевского Свято-Троицкого храма.
 
Обязательная часть нашей работы – отслеживание результатов программ реабилитации: есть ли положительный эффект? Рассчитаны они, как правило, на три месяца. По окончании этого срока проводится итоговый консилиум. Он и решает, достигнуты цели реабилитации или необходимо продолжить…

 
 
В это время закончились занятия с детьми у Е.С. Гусевой и О.М. Игуровой. Они согласились поделиться с читателями нашей газеты, чем наполнен их рабочий день.
Елена Сергеевна Гусева, педагог-психолог.
- Существует множество тестов, которые позволяют оценить уровень тревожности, агрессивности, проблем в построении социальных связей. Дальше начинается конкретная работа по реабилитации.
 
 
 
Одна из главных моих задач – повысить уровень мотивации к учёбе. Здесь важно определить направленность ребёнка: на оценку, на получение знаний и т. д. Для старших ребят в программу «Я хочу учиться» включаю опросы профориентации. Мы выясняем, какой тип профессии психологически близок.
- Но как ваши занятия выглядят на практике? Что вы делаете с детьми?
- Форм и методик множество…
- Например?
- Программа для младших школьников «Я учусь владеть собой» посвящена борьбе с детскими страхами. В соответствии с возрастом она строится на игре. Мы выясняем, чего боится ребёнок, облекаем страх в словесную форму и визуализируем, т.е рисуем его. Затем я рассказываю сказку, придуманную специально для данного случая, как сказочный герой смог преодолеть этот же страх. Потом ребята уничтожают свой страх – зачёркивают его на рисунке, а иногда даже рвут рисунок и выбрасывают клочки в мусорную корзину.
 
 
Со старшими - иначе. У подростков много проблем в общении. С ними мы работаем по программе «Я подросток, я среди других». Основное её содержание - проработка разнообразных жизненных ситуаций, в которых формируются коммуникативные навыки. Мы говорим о конфликтах и о том, какое поведение их порождает, учимся общаться так, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.
Все занятия заканчиваются релаксацией. Соответствующее оборудование и оформление комнаты я подбираю индивидуально.
- И что, вышеописанное реально работает?
- Да. Мы видим, как меняется поведение детей. Вот, пришёл к нам мальчик – замкнутый, совершенно не мог контактировать с другими детьми, теперь открылся, работает в группе. Изменение психологических характеристик показывает и текущая диагностика. Школьные оценки – ещё один объективный критерий. У всех воспитанников идёт улучшение успеваемости, исчезают двойки, они активно включаются в жизнь новой школы.
- А чем заняты социальные педагоги? – обращаюсь я к Ольге Михайловне Игуровой.
- У нас несколько основных задач. Во-первых, воспитанники зачастую нуждаются в усвоении самых элементарных навыков самообслуживания, гигиены. Детям надо не просто объяснить, но и научить чистить зубы, мыть руки, заправлять кровать, убираться в комнате, следить за чистотой нижнего белья и так далее. Для этого надо постоянно быть рядом, помогать, подсказывать, показывать на примере. Проблемы бывают самые разные, это зависит от уровня социально-педагогической запущенности.
 
 
Вторая большая задача – связь со школой. Именно мы каждый день водим детей в школу, сдаём их под роспись, забираем обратно. Находимся в постоянном контакте с учителями, делаем с детьми уроки.
- Ваши воспитанники «трудные». Неужели все они покладисто выполняют распоряжения?
- Нет, конечно. Всякое бывает. Надо настойчиво добиваться выполнения своих требований. Естественно, исключается любое физическое воздействие. В случае конфликтной ситуации не позволителен и крик. Криком вообще ничего невозможно добиться. Полагаемся на убеждение, на договор.
- Пока у нас только один «выпускник» - мальчик, прошедший курс реабилитации, - говорит в заключение директор социально-реабилитационного центра Л.А. Захарова. – В данный момент в центре находятся 14 воспитанников. За эти полгода воспитанники центра принимали участие в районном фестивале детского творчества «Радуга детства», областном конкурсе «Филимоновское чудо», в областном конкурсе мультимедийных проектов «Тульский край – Земля православная». Мы видим, как меняются к лучшему наши дети – а это главное.
 
 
Скоро наш профессиональный праздник - День социального работника. В преддверии этого дня хочу поздравить весь наш слаженный, дружный коллектив. Пожелать здоровья, счастья, благополучия, профессиональных успехов.
Фото и текст Д. Корочкина.
 
 
 
Просмотров: 884 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]