Среда, 08.05.2024, 15:11 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2015 » Октябрь » 16 » «От героев былых времён не осталось порой имён»
07:27
«От героев былых времён не осталось порой имён»

Эта публикация  - память о тех, кто стоял у истоков сельского хозяйства района.  Когда в 1941 году над страной нависла угроза, большинство из них ушли защищать Родину. 

Она - память о тех, кто в годы Великой Отечественной войны отдал жизнь за Родину, кто в послевоенные годы умер не от старости, а от ран.

Она - память о тех, кто вернулся с войны в родной дом и вновь приступил к подъёму сельского хозяйства. 

Она - память о тех женщинах и девушках, которые в грозные годы войны и в послевоенные годы сменили мужчин за рычагами тракторов и штурвалами комбайнов.

О подавляющем большинстве этих людей нам не расскажет «большая» история. Они ушли, не оставив следа ни в летописях, ни в преданиях, оставшись лишь в рассказах тех, кто их знал или слышал о них. 

НАЧАЛО

Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) обосновал необходимость перевода крестьянства на рельсы крупного производства. Если в городе преобладали социалистические производственные отношения, промышленное производство базировалось на государственной собственности, то на селе преобладало мелкотоварное крестьянское хозяйство.

В итоге, среднегодовые темпы производства сельхозпродукции были в 4-5 раз ниже, чем темпы роста промышленной продукции, что не удовлетворяло возрастающие потребности страны. 

Для создания единой социалистической экономики стало необходимо перестроить производственные отношения и в деревне, осуществить машинизацию сельского хозяйства, объединить мелкие хозяйства в крупные коллективные.

Было указано, что для коллективизации сложились благоприятные условия. Возросла экономическая мощь государства – оно уже могло оказать финансовую и экономическую помощь создающимся хозяйствам. 
В двадцатые годы тракторы выпускались на Харьковском паровозостроительном заводе, на Ленинградском заводе «Красный Путиловец». Для увеличения выпуска тракторов в короткие сроки были построены крупнейшие тракторостроительные заводы – Сталинградский, Челябинский, Харьковский.

Вместе с этим был налажен выпуск тракторных плугов и сеялок, конных сеялок, жнеек, сноповязалок и молотилок. Шла подготовка к производству прицепных зерноуборочных комбайнов.

ПЕРВЫЕ МТС
Чтобы вся эта довольно сложная по тем временам техника с максимальной производительностью работала на полях созданных коллективных хозяйств, нужно было организовать её обслуживание, требовались хорошо обученные кадры. 

5 июня 1929 года вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР «Об организации машинно-тракторных станций». Первая МТС была создана ещё в 1928 на базе тракторного отряда, организованного в 1927 году при совхозе им. Шевченко в Берёзовском районе Одесской области. А уже в тридцатых годах прошлого столетия машинно-тракторные станции (МТС) начали создаваться по всей стране. Был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций "Трактороцентр". Благодаря МТС миллионы крестьян впервые получили возможность использовать машинную технику, которая облегчила их труд, повысила производительность. В 1931 году были организованы МТС в Узловском, Тёпло-Огарёвском районах, а Воловский был выделен как показательный по организации крупных колхозов и по переводу всего района на сплошную коллективизацию.

Основным производственным звеном в МТС являлась постоянная тракторная бригада, которая выполняла различные работы в колхозах. За каждой бригадой закреплялись тракторы, различные сельхозмашины.

Трактористам и другим рабочим тракторных бригад МТС в колхозах начислялись трудодни в зависимости от количества и качества работы и выполнения планового задания по урожайности. За каждый трудодень трактористы, бригадиры тракторных бригад и их помощники получали денежную оплату. Производилась также натуральная оплата зерном.

ЗДЕСЬ РЕШАЛИСЬ ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

В Одоевском районе машинно-тракторная станция начала создаваться в январе 1934 года. Были выделены помещения для конторы и для хранения имущества, прибывающего в МТС. Руководство станции, политотдел, агротехнические, финансовые работники были, в основном, из Москвы (до 1937 г. территория Тульской области входила в состав Московской).

Уже весной 1934 года Одоевская МТС вывела на поля коллективных хозяйств 3 трактора с набором прицепного оборудования. 
В те годы машинно-тракторная станция становилась тем центром, где решались главные вопросы развития сельского хозяйства. Здесь планировали, где и чем обрабатывать почву, что сеять и как убирать урожай.

Но на специалистов МТС возлагались и другие обязанности, в частности, оказывать колхозам постоянную организационно-хозяйственную помощь. Конкретно она выражалась в том, что специалисты обеспечивали агрономическое обслуживание хозяйств, помогали составлять производственно-финансовые планы, устанавливать правильный севооборот, содействовали организации труда и распределению доходов, подготовке колхозных кадров и постановке учёта.

В руках МТС была сосредоточена не только сельскохозяйственная техника, но и главное – знающие специалисты, с мнением которых считалось руководство и района, и колхозов. Хозяйствам же принадлежала земля, там были рабочие руки, тягловый скот.

Первыми руководителями и первыми специалистами Одоевской МТС были директора:
Минаев Антон Фёдорович (1934-1937 годы),
Аглодин Иван Павлович (1937-1939 годы),
Понкрашов Михаил Алексе-евич (1940-1941 годы);
главные агрономы:
Никитаев (1934-1938 годы),
Поликарпов (1938-1941 годы);
главный механик - Мищеряков;
агроном - Павел Галкин.

В 1934 году были организованы первые курсы по подготовке трактористов – их возглавил Павел Галкин.

Идеологическим и информационным центром новых коллективных хозяйств стали политотделы, созданные в 30-е годы при машинно-тракторных станциях. Политотдел Одоевской МТС один раз в неделю издавал свою газету под названием «Сталинец».

В состав политотдела входили: Медведев – начальник политотдела, Минасов – его заместитель, Ларин – заместитель начальника по особым делам, Серга – заместитель по женской работе, А.Н. Кацупа – заместитель по комсомолу, секретарь политотдела. Как видим, идеологическая работа с населением велась по всем направлениям.

НЕ ЖАЛЕЯ СЕБЯ

Передовому хозяйству по итогам работы за год вручалось Переходящее Красное Знамя. На одной стороне его было вышито: «Колхозу! Лучшему из лучших», на обратной стороне – «Политотдел Одоевской МТС». Комбайнёрка Л.И. Омельченко, которая вместе с мужем работала в МТС,  сберегла его во время оккупации Одоева и района в 1941 году. Когда в Одоевской райсельхозтехнике открылся «Музей боевой и трудовой славы», она передала туда знамя тех далёких лет.

В 1934 году  Василий Ильич Моисеев окончил двухгодичную совпартшколу в Калуге, в июле вернулся в свой район и поступил в распоряжение начальника политотдела МТС - москвича, старого большевика Медведева. Тот направил его на месячные курсы в Егорьевскую областную совпарт-школу. 

Как рассказал В.И. Моисеев, «после окончания курсов я начал работать заместителем редактора газеты «Сталинец». Редактор этой газеты И.С. Морозов окончил институт красной профессуры, был очень грамотным специалистом. Он поставил мне задачу: ездить по колхозам зоны обслуживания МТС, собирать материал для газеты. За мной закрепили лошадь, седло, и я от раннего утра до позднего вечера, несмотря на непогоду, разъезжал по хозяйствам. Так я работал до конца 1934 года. А в январе 1935 года наша газета «Сталинец» сливается с районной газетой. В это время в МТС вводится новая должность – освобождённый председатель рабочего комитета. По рекомендации политотдела меня утверждают на эту должность. Обязанности председателя рабочего комитета я выполнял до марта 1936 года – до того момента, когда был призван на службу в Красную Армию».

Василий Ильич участвовал в финской войне – служил в 64-м лыжно-разведывательном эскадроне, был политруком этого эскадрона, а затем в Великой Отечественной. Перед уходом в армию Василий Ильич рекомендовал на курсы трактористов Одоевской МТС своего брата Ивана Ильича. 
Шёл 1936 год, II пятилетка. К этому времени у крестьян укрепилось осознание того, что в коллективных хозяйствах есть видимые успехи: увеличились посевные площади, соху и лошадь заменил трактор, а вместо лукошка – сеялка. И это реально!

Создание коллективных хозяйств в районе продолжалось. Процент коллективизации частных хозяйств был высок и составлял 98 процентов. 
Одоевская МТС набирала силу. Там насчитывалось уже несколько десятков тракторов, столько же тракторных плугов, тракторных сеялок. Объёмы пахотных площадей увеличивались с каждым годом.

Но главное – были специалисты, которые работали с момента образования машинно-тракторной станции. Вот их имена:
Григорьев В.М. – слесарь-ремонтник, работал в МТС с 1934 года;
Симонов Д.М. – токарь (с 1934 года);
Толокольников Т.И. – бригадир тракторной бригады (с 1934 года);
Захаров П.И. – бригадир тракторной бригады (с 1934 года);
Крысин А.Е. – тракторист (с 1935 года);
Думчев И.В. – бригадир тракторной бригады (с 1934 года);
Елисеев А.А. – тракторист (с 1934 года);
Остроухов П.С. – тракторист (с 1934 года);
Рулёв И.Г. – тракторист (с 1934 года);
Николаев И.И. – первый водитель автомашины;
Николаев Б.П. – первый комбайнер МТС
и многие другие.

В известном фильме «Офицеры» звучит песня, где есть замечательные слова: «От героев былых времён не осталось порой имён…». К сожалению, это так. Героями были и те, кто сражался на фронте, и кто самоотверженно, героически  трудился в тылу, в годы войны и потом, в мирное время, восстанавливал народное хозяйство. 

     Геннадий КАЖАНОВ, бывший управляющий Одоевской «Сельхозтехникой»,  ныне пенсионер. Фото из  архива автора.

Просмотров: 614 | Добавил: Ира | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]