Пятница, 26.04.2024, 00:00 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2013 » Июль » 25 » "Поляна"-2013: «Я не знаю, почему это работает»...
09:05
"Поляна"-2013: «Я не знаю, почему это работает»...
Фестиваль народных ремёсел «Поляна» в 2013 году проводился уже в пятнадцатый раз. За все годы только однажды он покинул одоевскую землю, воспользовавшись приглашением руководства музея-усадьбы Поленово. 


Этот год, по признанию организаторов, выдался не из лёгких – ложку дёгтя внесли обильные, затяжные осадки. Как это снижает транспортную доступность и какие от этого возникают проблемы, объяснять не надо.


Тем не менее, многие не испугались неблагоприятных прогнозов синоптиков. В середине фестивальной недели за столом регистрации отметилось 460 человек. Причём на 220 взрослых приходилось 240 детей. Наиболее отважные родители привезли совсем крохотных отпрысков (видел карапузов, едва вышедших из грудничкового возраста). Всего же на фестивале было 60 детей младше шести лет. Этой статистикой снабдила нас Лариса Селивёрстова - представители этой семьи входят в организационный комитет фестиваля много лет.


- География участников фестиваля удивляет своей широтой, - говорит Лариса Николаевна. - Как всегда, широко представлены Тульская и соседние области: Московская, Рязанская, Калужская, Орловская. Но есть гости и издалека – Тверь, Саратов, Чебоксары, Воронеж, Смоленск, Нижний Новгород. Люди подъезжают постоянно. Многие - под выходные.

Разговаривая, Л. Селивёрстова сверяется с данными в компьютере. Рядом стоит принтер, ещё какие-то офисные устройства. Это несколько неожиданно на мероприятии, которое проводится на лоне природы.

- Да, у нас почти постоянно работает генератор, - отвечает она на мой вопрос. - Вот стол, весь заставлен зарядными устройствами – наши гости имеют возможность зарядить мобильники, аккумуляторы фотоаппаратов или видеокамер.
Ежедневно подвозятся продукты, постоянно пополняется запас дров. Вся территория была предварительно обработана от клещей, мышей, взяты пробы воды из родника. В лагере организовано дежурство сотрудников полиции. Проводятся мастер-классы примерно по 25 различным художественным техникам…

… Читаю список. Традиционная основа фестиваля «Поляна» - керамика. С неё когда-то всё заварилось. В этом году зарегистрировались мастера-игрушечники, изготавливающие филимоновскую, сапожковскую, белёвскую, хлудневскую игрушку. Многие делают авторскую игрушку, иные изделия из глины. Очень широк спектр других ремёсел. Знакомые и понятные изделия из бересты, из валяной шерсти, традиционные куклы – из верёвок, лоскутков, вязаные, из бумаги и т. д. Наряду с респектабельными росписью по дереву или бисероплетением видим некое «объёмное плетение на пальцах», загадочные «мячики темари» и даже «лошадок из носка».
Интересуюсь: неужели на все мастер-классы находятся желающие?

- На все без исключения. По вечерам, когда вывешиваем расписание на следующий день, у стенда чуть ли не давка случается. Некоторые мастера проводят в день по 6-7 занятий.

Словно по заказу, к палатке регистрации подходит женщина:

- Скажите, как записаться на мастер-класс к Лизе?

- Запись была вчера, к ней очень много желающих.

- Ну, пожалуйста, мы второй год не можем попасть. У меня трое детей, хоть одно место для одного ребёнка…

- Попробуйте сам поговорить с Лизой.

Что же это за мастер, к которому не могут попасть годами?


Лиза – Елизавета Алексеевна Мазикова – оказалась красивой, совсем молоденькой девушкой чуть за двадцать лет от роду. В тот момент она проводила занятия по художественной росписи по дереву. Но как скоро выяснилось, спектр её творческих устремлений очень широк.

- Я москвичка, в 14 лет закончила школу экстерном, начала учиться росписи в тверском училище, второе образование - Строгановка, - рассказала Лиза. – Почти сразу в училище стала пробовать себя в иконописи. Отсюда пришло увлечение храмовой росписью. Сейчас вхожу в состав группы, которая расписывает храм в подмосковном городе Воскресенске. Немного занимаюсь мозаикой. Преподаю в художественной школе. Мой курс – интегрированный. В основе народная роспись, но постичь её невозможно без погружения в мир фольклора. Поэтому параллельно с детьми занимаемся народным костюмом, устным творчеством и т. д.

- Здесь, на «Поляне», у вас мастер-классы только по росписи?

- Нет, меня также попросили позаниматься с техникой сусального золота. Ещё сегодня вечером будут калмыцкие плети.

- Плети? В смысле плётки?

- Ну да. Мы регулярно выезжаем в экспедиции, в которых меня интересуют сохранившиеся народные ремёсла. Недавно были в Калмыкии. Там очень многие промыслы уже умерли, но вот пока сохранился навык изготовления плетей. Они же в каждой местности, у каждого народа разные. Калмыцкие – очень простые, практичные. Их легко изготовить. На них мы распишем рукоятки традиционными калмыцкими узорами.

Мастер Лиза спешит к своим ученицам, которые старательно покрывают мелким узором деревянные кругляшки.

Александр Сысоев и Елена Ильюшонок - из обнинской студии «4 Ра». Они давние участники фестиваля, их фирменный знак - «пылающая», она же «самообжигающаяся» скульптура. Об этих огнедышащих фигурах мы рассказывали в прошлом: трёхголовый дракон фигурировал на страницах нашей газеты. На этот раз они решили изготовить птицу Сирин и уже возвели кирпичную печь – основу будущей скульптуры, которая в сути своей является скульптурной печной трубой.

Руководитель фестиваля Константин Кехаиди находится возле гудящих горелками газовых гончарных печей. Уже много часов идёт обжиг сделанных в первые дни изделий.

- Константин Николаевич, а как же уникальная печка из газет, о которой мы писали в прошлые годы?

- Это наш фирменный знак. Бумажная печка обязательно будет, но позже. Так как объём изделий очень большой, теперь используем и вот такие газовые печи.

- Пятнадцатый фестиваль… Прошедшие в вашей памяти не сливаются в некое общее воспоминание?

- Нет, мы не можем допустить, чтобы из года в год повторялось одно и то же. Каждый раз стараемся придумать что-то новенькое, чтобы было интересно и тем, кто приехал поучиться, и тем, кто согласен поделиться своими наработками и находками. Интересно должно быть и гостям, и, главное, мастерам. Если к нам перестанут ездить мастера, что останется? Пикник? Поэтому мы постоянно что-то пробуем. Вот, например, в этом году делаем специальные мастер-классы для преподавателей и вообще для взрослых. А то как было: человек проводит занятия и потом понимает, что сам ничего не смог увидеть, ничему не научился. Есть другая задумка: после того, как все разъедутся, остаться керамистам и провести более специальные занятия, уже на профессиональном уровне. Постоянно должно быть что-то новое - новые ремёсла, новые технологии.

- Нагрузка на вас, как и на других членов организационного комитета, огромная.

- Когда-то давно, когда мы выезжали с детьми школы искусств, это был для меня отдых, теперь – работа. Но надо сказать, что на «Поляне» очень много взаимопомощи, инициативы. Заходит дождь, я бегу накрывать готовые изделия, одновременно бросаются на помощь очень многие. В связи с этой погодой сколько было случаев, когда таскали застрявшие машины, переносили вещи тех, кто оставил машины наверху возле деревни. Вижу, как люди помогают друг другу в решении каких-то бытовых вопросов, приглядывают за детьми. А мастера? Ведь приезжают и стремятся поделиться знаниями, умениями, какими-то своими секретами.

Знаете, иной раз задумаешься: «Каким образом это всё работает?». Я не знаю. Почему-то на «Поляне» есть такие примеры доброго человеческого отношения, которые вообще-то не очень часто мы встречаем в обыденной жизни…

А в центре лагеря в мгновение ока вырастает импровизированный торговый ряд. Оказывается, уже сложилась многолетняя традиция: в четверг на фестивальной неделе проводится большая художественная ярмарка. У прилавков собирается народ.
Возникает ощущение праздничной суеты. 


Да «Поляна» и есть праздник – творчества, свободы, инициативы и добра. Наверное, в них и заключён «секретный мотор» фестиваля!

Дмитрий Корочкин.

Фото автора.
Просмотров: 1721 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]