Четверг, 28.03.2024, 11:37 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2011 » Июнь » 3 » Полсвета на крейсере «Москва»
14:55
Полсвета на крейсере «Москва»
Служба в армии у каждого парня своя – кидает их по разным родам войск. В последние годы, с введением годичного срока, она стала, скажем, даже бережной: поближе к дому, немножко муштры, немножко учёбы, чуть-чуть практики – и вот солдат будто никуда и не уезжал. Кирилл Морозов, как и все, тоже через год вернулся в Одоев. Вот только за этот короткий промежуток времени нежданно-негаданно довелось ему обойти почти полсвета.
 
 
 
Сначала немного истории.
… Ежегодно 13 мая празднуется день рождения головного ракетного крейсера «Слава» - до 1990 года он был главной ударной силой Краснознамённого Черноморского флота. Он нёс боевую службу в Средиземном море, на нём проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. Крейсер принимал участие в обеспечении первой встречи М. Горбачёва с президентом США Д. Бушем на о. Мальта. Именно на нём в 1990 г. проходила международная Ялтинская конференция по контролю за ядерным вооружением.
В том же году крейсер был поставлен на стапеля в Николаеве для частичной модернизации. Вместо восьми месяцев, как планировалось, он стоял целых восемь лет – финансирование не поступало вообще. И лишь благодаря шефской помощи столичной мэрии средства были найдены. Крейсер получил новое имя «Москва», на нём был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 года с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю были переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ». Но только в ноябре 2000 года он вошёл в состав сил постоянной готовности и начал нести боевую службу, выполнять различные очень ответственные задания. К примеру, в составе корабельного соединения разнородных сил обеспечивал миротворческую операцию «Принуждение к миру» в восточной части Чёрного моря.
Вот на этом-то знаменитом крейсере и довелось служить нашему земляку, жителю маленького провинциального посёлка. Кирилл учился в Одоевской средней школе им. А.Д. Виноградова, занимался в клубе «Полярная звезда», участвовал в походах, соревнованиях, слётах. Потом успел год проучиться в машиностроительном колледже им. Демидова - и вот он, призыв на службу. Что именно повлияло на решение призывной комиссии, он сказать затрудняется, но осенью 2009 года Кирилл оказался на борту гигантского гвардейского ракетного крейсера «Москва». Он стал единственным представителем Тульской области, который нёс службу на этом боевом корабле. И не просто нёс, а участвовал в дальнем походе через Средиземное, Красное моря, Индийский и Тихий океаны из Севастополя до Владивостока.
Недавно мы встретились с Кириллом и попросили подробнее рассказать о службе на знаменитом крейсере.
- Это огромный корабль. Его длина около двухсот метров, ширина – чуть больше двадцати. Представьте – два стадиона! А какое вооружение: противокорабельные ракеты, артиллерийские, зенитные установки, торпедные аппараты, реактивные бомбомёты и даже вертолёт. Глаза разбегались.
- Да-а-а… Там же можно заблудиться…
- Поначалу так и было. Потом привыкли. Жили мы на корме в кубриках, в каждом минимум двенадцать человек. Питание было четырёхразовое, вполне хватало.
- Каков же экипаж крейсера?
- 510 человек. Но в том плавании (оно началось 9 апреля прошлого года) участвовали ещё курсанты военно-морских институтов и подразделение морской пехоты, которое обеспечивало безопасность корабля при проходе проливной зоны. В него входили группа антитеррора и досмотровая команда.
- С «дедовщиной» пришлось познакомиться?
- Нет. С этим на крейсере очень строго. Нас каждый день осматривали медики: увидят синяк – пиши объяснительную, откуда он взялся. В первое время часто падали на трапах – не было сноровки, так объяснения писали каждый день.
- В чём заключались твои обязанности?
- Я был оператором поиска. Моя задача – отыскать в заданном районе цель, указать её координаты. А потом уже в дело вступали ракетчики, артиллеристы или зенитчики. От моих указаний зависела точность попадания.
- Чем были заполнены дни на корабле?
- Свои основные обязанности я выполнял во время учений. В остальные дни – тревоги, учения, наряды по столовой и т.д. Например, были учения «Борьба за живучесть корабля». Объявлялась тревога – пожар (или пробоина в борту). Каждое подразделение должно было точно выполнить свои обязанности, знать своё место при чрезвычайной ситуации.
- А возникали эти самые ЧП?
- Да нет, ничего такого не случалось. Были другие сложности – проходы через узкие проливы Босфор, Дарданеллы, через Суэцкий канал. Босфор, например, по-гречески означает «коровий брод». В некоторых местах его ширина всего 700 метров. Из-за сильного течения многие корабли просят у Турции лоцманов. Мы прошли самостоятельно, нас только сопровождали катера береговой охраны турецкой стороны. Было опасно, но очень красиво. Попадали в шторма в Малайзии, в Китайском море.
- Как ты переносил качку?
- Нормально. Поначалу, пока не привыкли, нам давали специальные препараты. Но самое трудное было – жара, мы ведь плыли чуть севернее экватора. Спасения от неё не было нигде, да ещё и охладитель на корме вышел из строя – починили его только во Владивостоке. Но пережили и это.
В Индийском океане встретились с атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» - самым большим в мире авианесущим боевым кораблём. С ним проводились совместные учения. Дальше мы плыли параллельным курсом.
- В какие порты вы заходили и где тебе довелось «погулять»?
- В Маскате (Оман), в Кочине (Индия), в Маниле (Филиппины).
- Где понравилось больше всего?
- На Филиппинах. Там такие климат, растительность, море… А дальше были Японское море, совместные учения «Восток-2010».
- Что это за учения?
- Конечно, всего масштаба их я не знаю, но там были заняты около тридцати кораблей Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов РФ, подводные лодки, морская пехота и морская авиация. Во время учений проводились артиллерийские и ракетные стрельбы по наземным, морским и воздушным целям – в них я и участвовал.
- Успешно?
- Конечно!
- И что дальше, после учений?
- Дальше мы неделю стояли во Владивостоке, отдыхали, готовились к обратному переходу и затем взял курс на Севастополь. По пути снова заходили на Филиппины, в Индию, Малайзию, Шри-Ланку, Оман, пополняли запасы воды и топлива, ходили в увольнительные. Плавание проходило как обычно – учения, наряды и всё остальное. Но уже хотелось домой, в Россию. Четвёртого сентября мы стали на рейде в Новороссийске, а через три дня вернулись в Севастополь. Это был праздник!
… А дома Кирилла ждала мама. Каждый день ловила сообщения об этом походе по радио, телевидению. Скачивала сообщения, фотографии из Интернета и старательно подшивала их в папку. Из множества людей искала сына, а они все казались на одно лицо в одинаковой форме, бескозырках. Но она находила. Сын же!...
Осенью Кирилл восстановился в колледже и продолжает учёбу. Те пять месяцев, конечно, остались в памяти. О них напоминают и сувениры, купленные в разных странах.
Н. Селивёрстова.


Просмотров: 1095 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]