Среда, 27.11.2024, 22:16 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2012 » Апрель » 5 » Боец, учитель, строитель
11:15
Боец, учитель, строитель


Слева направо: в верхнем ряду - ???, В.В. Петруничева, Л.Н. Бабкин, В.Ф. Рязанцев, Л.Ф. Сарычев, ???, Н.П. Алферьев, ???, К.М. Соколов, А.И. Якушев, В.У. Батурин, А.С. Правдин, Н.А. Ермаков. В среднем ряду - ???, Г.А. Рожков, П.И. Михайлюков, С.П. Голдаков, А.А. Черкасов, А.Ф. Серёгин, ???, В.Г. Бычков, Е.В. Успенский. Внизу - ?.?. Костромин, Г.А. Андреев, В.К. Тишкин, А.С. Бушуев, В.С. Чичикин, С.Ф. Петухов,  И.И. Демидов, ???.    

Фото 1967 г.


В январе этого года 90 лет исполнилось нашему земляку, почётному гражданину Одоева Алексею Фёдоровичу Серёгину. Люди более старшего поколения, несомненно, помнят этого замечательного человека – участника Великой Отечественной войны, учителя, первого секретаря районного комитета партии, а затем – руководителя «Тулаупрадор». Он много сил, энергии вложил в восстановление района после войны, в строительство дорог. Вот что он пишет в своей автобиографии.



Родился   5 января 1922 г. в деревне Галичи   Одоевского района.
Воспитывала нас с сестрой одна мать. Тяжело и сложно было ей содержать нас. 

Поэтому мне рано пришлось работать. Уже с 9 лет начал трудиться на общественном производстве - летом сторожил колхозных лошадей с другими ребятами в ночное время. С 12 лет работал на сенокосилках и жатках на уборке сена и зерновых культур. 

Научился класть отопительные печи и плотничать. Колхоз расплачивался за трудодни зерном и льняным маслом.

Семье стало материально немного полегче.

В конце 1939 года началась финская война. Многих способных, хороших учителей забрали в армию. Преподавательские коллективы стали редеть. Я в это время учился в 8 классе. Учился неплохо, постоянно занимался самообразованием, и мне предложили преподавательскую работу.

В декабре 1939 года меня, восьмиклассника, направили в Жемчужниковскую школу учителем истории и географии. Там я работал до 3 июня 1941 года. В этот день меня призвали в Красную армию. 

Войну я прошел от её первых минут и до самого окончания в мае 1945 года. Начинал курсантом Житомирского училища младших авиационных специалистов. Фашисты ежедневно усердно нас бомбили. Далее было переформирование, и стал я десантником. Участвовал в боях под Старой Русой на Северо-Западном фронте, где был ранен. 



Крайний справа А.Ф. Серёгин.


После борьбы за жизнь в госпиталях оказался в артиллерийской дивизии. С бойцами этого соединения прошел все тяжёлые военные дороги – дороги, не принимавшие слабых и разуверившихся. Были радостные дни освобождения родной земли, дни горя от потери своих боевых друзей. Был ещё раз ранен, оказавшись в поле действия снайперов, но молодость взяла своё. 

В ноябре 1945 г. был демобилизован и вернулся домой. За время войны был награжден четырьмя наградами, в том числе тремя медалями «За отвагу» и солдатским орденом «Красной Звезды». Позднее, уже в мирное время, награжден орденом «Отечественной войны» первой степени.

С ноября 1945 года работал директором Заваловской семилетней школы Одоевского района. В марте 1948 года был направлен в Одоевский райком КПСС и был избран третьим секретарём по кадрам. После окончания партийных курсов в марте 1952 года был избран первым секретарём Одоевского комитета КПСС. Работая на этой должности, организовывал и восстанавливал народное хозяйство района: коллективное и индивидуальное сельское хозяйство, вспомогательные производства, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, социальную сферу. Почти все стройки велись хозяйственным способом. 

Активно проводилась электрификация. В строительстве принимали участие все службы и подразделения района. Строились школы в пос. Одоеве, дер. Окороково и других населенных пунктах. Построили поликлинику в посёлке, больницу в Рылёве, построили и организовали 18 медпунктов по району. Провели реконструкцию трёх детских домов. Строились клубы на селе. Был построен кинотеатр на 300 мест в Одоеве. 

В колхозах восстанавливали и строили новые животноводческие фермы и помещения, зернохранилища, машинотракторные станции и другие необходимые здания и сооружения. Вместе с моими товарищами решали задачи по повышению урожайности полей, развитию животноводства, росту общественного и личного сельхозпроизводства.

С помощью руководства области, при непосредственном участии первого секретаря Тульского обкома партии А.И. Хворостухина удалось решить главный вопрос того времени - обеспечение трудодня колхозника. На трудодень стали выдавать не менее одного килограмма.хлебного зерна. До этого трудодень обеспечивался 100-150 граммами зерна.

В совхозах и колхозах организовали посадки плодовых садов - яблонь и слив. 
Велось строительство водохранилищ и водоёмов, улучшающих жизнь на селе. Проводилась работа по укреплению дисциплины в колхозах и совхозах. Послевоенная жизнь, благодаря труду всех жителей района, стала налаживаться. Заводы и фабрики страны начали поставлять машины, механизмы, так необходимые в труде.

К этому времени в Тульской области было сплошное бездорожье. Связь между селами, деревнями, райцентрами осуществлялась по грунтовым дорогам - просёлкам с обветшалыми деревянными мостами, порою сооружёнными ещё воинскими сапёрными подразделениями в предвоенные или в годы Великой Отечественной войны.

Восстановленное или построенное вновь промышленное производство требовало новых транспортных путей и дорог, позволяющих быстро и качественно осуществлять поставку ресурсов и товаров. Жизнь требовала перестройки дорожного дела в стране.

Работу мою в Одоевском районе отметили орденом «Трудового Красного знамени» и званием «Отличник здравоохранения». Товарищи по работе, партийно-комсомольский актив, провожая меня на новое место работы, давали наказ - не растерять творческий подход, выработанный коллективом, приводящий к достижению поставленных целей.

Так я, выполняя решения партийно-исполнительного руководства области, весной 1961 года пришел в дорожное строительство. За моими плечами уже имелся   богатый опыт руководящей работы по организации государственного общественного производства в сложное послевоенное время, ведь в Одоевском районе мне довелось проработать колхозником, преподавателем, директором Заваловской школы и секретарем райкома полных 16 лет.

В области в то время дорожная служба состояла из отдела областного исполнительного комитета. Этому отделу были подчинены районные отделы, Тульское ДСУ и 6 республиканских ДЭУ. Они  выполняли весь объём ремонтных работ на республиканских и областных дорогах. Все службы были плохо обеспечены дорожной техникой и строительными материалами, необходимыми для поддержания в проезжем состоянии существующей сети дорог, которая на тот момент не обеспечивала потребность народного хозяйства в перевозках.

Страна бурно развивала промышленное и сельское производство, восстанавливала разрушенные войной заводы, шахты, города и села.
 Весь областной отдел состоял из семи сотрудников. Руководил отделом Михаил 

Иванович Косякин, главный инженер Эдуард Сигизмундович Лоскаржевский, производственный отдел возглавлял Николай Иванович Колесников. В районных отделах, как правило, был начальник дорожного отдела, бухгалтер, мастера дорожных участков. Рабочие привлекались из других предприятий и отраслей сельского хозяйства для выполнения конкретной работы со своим инвентарем и транспортом. 

Самыми обеспеченными подразделениями были ДСУ и ДЭУ, у которых, в лучшем случае, было 2-3 небольших автомашины и прицепной скрепер, запряженный лошадью. 

С такой «обеспеченностью», конечно, было невозможно ни строить, ни эксплуатировать построенное. Необходимо было срочно развивать дорожную отрасль: производство строительных материалов; набор и обучение грамотных строительных рабочих и ИТР; приобретать специализированную технику.

И мы начали работать: составляли планы развития, организовали собственную проектную контору. В области срочно нужно было строить дороги к Алексину, Ясногорску, Белёву и к другим районным центрам области. Для этого необходимо было финансирование. Существующее обеспечивало только минимальную потребность, для требуемого рывка в строительстве оно было явно недостаточным. Надо было срочно искать дополнение к финансированию. Сделать это можно было за счёт планового финансирования и участия промышленных предприятий области.
 

Так, в Алексинском районе коллективно решался вопрос о строительстве дороги Алексин - шоссе Москва - Симферополь. В горкоме партии совместно с нами, дирекцией химкомбината и исполнительной властью района было решено начать работу. 

Распредели обязанности: горисполком привлёк все хозяйства района, были найдены материалы, химкомбинат выделил дополнительные финансовые средства. 

Строительство вели Алексинское ДЭУ и ДРСУ, которые к этому времени были частично подкреплены техникой с участка дороги Москва Воронеж, где строительство завершилось.  За один сезон дорога до Алексина  была полностью реконструирована. Предприятия города получили современную для того времени автодорогу.

Для обеспечения строек необходимыми строительными материалами  - щебнем, железобетоном, песком - было создано Управление карьерного хозяйства Тулавтодора, которое активно стало создавать в районах стационарные и притрассовые карьеры. 

Уже к 1980 году собственное производство щебня достигло 1300 тыс.. куб. метр. и железобетона - 4 тыс. кубических метров. Трудом наших рабочих и сотрудников был построен крупный узел производства дорожно-строительных материалов в Берниках. 

Он включал в себя карьер с дробильно-сортировочной установкой, асфальтобетонный завод, производство по окислению гудрона, подъездные железнодорожные пути, установку пневмотранспорта по перевозке щебня, транспортный участок.

И в районных центрах активно создавалась строительная индустрия дорожного производства.

Наше стремление к созданию современного строительного процесса активно поддерживалось руководством области, руководством министерства Российской Федерации. При поддержке в Советах Министров Союза и Российской Федерации начали получать современную, специализированную отечественную дорожно-строительную технику: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, автомобильные краны. 

Её было мало, но люди на рабочих местах использовали ее с полной отдачей. За зиму проводили полный профилактический ремонт, и к следующему строительному сезону техника была в полной боевой готовности, полностью отрабатывала весь строительный сезон. 

Не отказывались мы и от техники, которая подлежала списанию в других министерствах и ведомствах. За время работы появились у нас грамотные высококвалифицированные кадры механиков, сварщиков, токарей и других ремонтных рабочих. Честь им и хвала - они с честью справлялись с поставленными задачами.

Промышленные предприятия области по мере своей возможности выделяли необходимое финансирование, строительные материалы, зачастую участвовали в грузоперевозках.

Была у нас сложная проблема - низкие зарплаты наших сотрудников и рабочих. Труд в полевых условиях, связанных зачастую с отсутствием приемлемых бытовых условий, ненормированный рабочий день оплачивались по сравнению с другими отраслями, скажем так - не очень достойно.

Но находили другие стимулы – строительство жилья. Делалось это своими силами, то есть хозяйственным способом.

В каждом ДРСУ были созданы строительные подразделения. Собственная проектная контора создавала проекты на жилые дома, детские сады, тепловые узлы, котельные, инженерные сети и другие необходимые объекты. Руководители, проектировщики и рабочие исполняли всю эту работу ответственно и проявляли максимальную инициативу.

В районах стало нормой: хочешь иметь собственную квартиру - работай у дорожников. Жилья сдавали столько, что труженик получал квартиру практически на следующий год, а то и в год поступления.

В больших объёмах проводилось обучение трудовым профессиям как с использованием базы профессиональных школ, училищ, техникумов, так и на собственных курсах повышения квалификации. 

Всё это сказалось на конечной цели- обеспеченности автомобильными дорогами. 

Если в 1961 году Тульская область в республике занимала 72 место по плотности дорог, то в 1987 году мы уже  заняли 2 место после Северной Осетии и 5 место по всей протяженности автодорог. Уже к 1982 году были соединены все районные центры, города и посёлки колхозов и совхозов Тульской области в единую транспортную сеть. 

К 1987 году было построено и реконструировано 4176 км, из них 3989 км - с твёрдым покрытием. Была создана мощная производственная база, способная обеспечить строительство 250 км новых дорог в год, построены целые жилые посёлки, в которых поселились и живут дорожники с своими семьями. Там есть детские сады, школы, медицинские пункты, клубы и другие здания и помещения, обеспечивающие комфорт проживания.

К 1987 году «Тулавтодор» по многим показателям в дорожной отрасли занимал по министерству автомобильных дорог РФ лидирующее положение: по темпам роста дорожно-строительных работ; по качеству дорожных работ; по мостостроению; по развитию производственных баз, производства строительных материалов; по проектным работам; по строительству жилья; по развитию инфраструктуры посёлков. 

За это «Тулавтодор» неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя по республике и главку.

Лично моя работа была отмечена министерством, правительством, администрацией Тульской области орденами Ленина, «Октябрьской Революции», двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», Золотой Медалью ВДНХ, званием «Почётный дорожник», «Почётный гражданин Тульской области».

Я благодарен судьбе, что она свела меня с тем огромным коллективом единомышленников, которые создавали и создали хозяйства, предприятия, школы, детские сады, клубы нашего района и области.

Материал подготовлен благодаря Ивану Ивановичу Думчеву и работникам Одоевского краеведческого музея.


Категория: Люди земли одоевской | Просмотров: 1299 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 demval  
0
Приятно видеть ветеранов. Вспоминаю те годы - хорошее было время... Кстати, может, стоит подредактировать подпись под фото? Почти уверен, что это снимок не 1967 года, - кажется, 1960-62 годы, не позже. Хотя бы потому, что Сергей Петрович Голдаков разбился на автомашине, возвращаясь из Белева, где-то в указанные мною годы, и, разумеется, не мог сниматься в 1967-ом. Да и Алексея Федоровича Серегина примерно в 1958 году сменил на посту первого секретаря райкома партии мой отец, Григорий Степанович Демидов, а А.Ф. уехал в этом же году работать в Тулу - руководителем "Тулавтодора". Кстати, в первом ряду ЧЕТВЕРТЫЙ слева - мой отец, но он не И.И. Демидов, а Г.С... Спасибо историкам!

2 Гость  
0
Не то,что нынешнее племя...

1 Имя  
0
Да, были люди в наше время...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]