11:44 Деньги в муниципальном кармане | |
Что осложняет нашу жизнь? Почему вовремя не ремонтируются дороги, ветшают памятники, отсутствует благоустройство? С одной стороны, мы знаем ответ: первопричина – тощая, вечно пустая муниципальная казна. С другой стороны, каждый год принимается и планируется бюджет - он, судя по отчётам, успешно выполняется, доходы растут. Однако, когда возникает проблема, выясняется, что денег нет. Странная материя – муниципальные финансы. Самостоятельно понять эту странность практически невозможно, нужны специфические знания и опыт. - Павел Владимирович, какие доходы и в каких пропорциях наполняют наш бюджет? По источникам картина следующая: в прошлом году налоговые поступления дали 40,4 млн рублей, рост по сравнению с восьмым годом - 17,2 млн, или в 2,3 раза. «Наши» налоги это - часть подоходного, налога на имущество организаций, налоги на совокупный доход. НДФЛ согласно Бюджетному кодексу должен распределяться так: 10% поступать в поселение, 20% - в район, 70% - в область. Закон Тульской области даёт муниципальному району десять процентов дополнительно, и долю эту можно ещё увеличить, отказавшись от части дотации. Мы на это пошли, и к тридцати добавлено ещё десять процентов. Пока остаёмся в плюсе, то есть процент НДФЛ дал немного больше, чем принесла бы дотация. Такая замена приветствуется правительством области. Но прогнозировать тяжело. Налог может поступить, а может и уменьшиться, в зависимости от экономической ситуации – роста или сокращения рабочих мест и т. д. Решение же надо принимать заранее, практически за полтора года. Такая выходит «рулетка». - К сожалению, не по всем. Мы много потеряли на госпошлине. Она тоже относится к налоговым доходам, хотя налогом не является. В 2008 она составляла 3,3 млн, в 2011 – 14 млн, а в минувшем – всего девятьсот тысяч. Самая доходная часть – пошлина за регистрацию транспортных средств - с 1 января прошлого года стала поступать в федеральный бюджет. Нам остались госпошлины по судебным делам и за совершение нотариальных действий. За один год мы недополучили порядка тринадцати миллионов. Выпадающие доходы не были компенсированы из вышестоящих бюджетов. Теперь этот источник не имеет такого значения, как раньше. - Конечно. Здесь, кстати, есть, по моему мнению, пробел в законодательстве. В России действуют четыре уровня бюджета – федеральный, региональный, районный и поселенческий. Последние два объединяются понятием «местный бюджет». И возникает парадокс. Планируют и исполняют бюджет поселения самостоятельно, а отчёт идёт консолидированный. Мы в комитете финансов не видим движения денежных средств, остатков, но по итогам месяца, квартала, года по их отчётности несём ответственность за бюджеты поселений. Получается тело от бегемота, шея от жирафа. И возникают реальные проблемы. Вот пример, который освещался в СМИ: Восточно-Одоевское поселение завысило расходы на содержание аппарата. Ответственность пришлось нести солидарную. - Да, на первый взгляд картина радужная. Но только на первый. На самом деле район испытывает значительный дефицит средств как при формировании бюджета, так и при его исполнении. Плановый дефицит бюджета по федеральному законодательству не может превышать 10% от собственных доходов, однако для многих районов области установлена более жёсткая норма – 5%. Но я работаю на этой должности 18 лет и не перестаю удивляться. По закону в дефиците бюджета не учитывается кредиторская задолженность. А она у нас на 1 января 2013 года составила 12,6 млн. Это различные долги по платежам за муниципальные бюджетные учреждения. Также не учитывается внешний муниципальный долг. На начало года район задолжал правительству области 21,4 млн рублей по бюджетным кредитам. Чтобы посчитать реальный дефицит бюджета, надо сложить плановый дефицит и все долги. Выходит свыше тридцати восьми миллионов рублей. Это уже 63,2% от собственных доходов, или 16,4% от бюджета со всеми дотациями. Осложняется обстановка постоянно растущими расходами на оплату всевозможных экспертиз, согласований техусловий, выдачу различного вида разрешительной документации, проверку смет, оплату каналов прямой связи с тревожной сигнализацией нескольких видов, софинансирование газификации, строительства дорог. Раньше таких расходов не было, это дополнительная нагрузка. И предусмотреть их при планировании часто невозможно. Дополнительные нагрузки на бюджет вызывают тревогу при планировании бюджета на трёхлетний период, с учётом безусловного выполнения первоочередных расходов, то есть выплаты зарплаты, оплаты коммунальных услуг, топливно-энергетических ресурсов, социальных выплат и т. д. - Одоевский район был и остаётся дотационным, несмотря на некоторый прирост доли собственных доходов. На какие цели выделяются деньги вышестоящих бюджетов? Вместе с тем средств дотаций не хватает для выплаты зарплаты в других сферах, оплаты коммунальных услуг, топливно-энергетических ресурсов. - Значительно повлияла бы на ситуацию доработка закона Тульской области о межбюджетных отношениях, которая обозначила бы принцип более объективного подхода в методике выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности местных бюджетов. Помимо этого, остаётся понятный путь – поиск возможностей сократить расходы и увеличить доходы. Например, у нас сократились расходы на аппарат. Снижение в 2012 году по сравнению с 2011-м составило 1,6 млн рублей. И всё же, несмотря на реальные трудности, стараемся смотреть в будущее с оптимизмом. В конце 90-х бывали времена и похуже. | |
|
Всего комментариев: 0 | |