14:36 Есть ещё рыцари | |
«…В молодости я очень любил мотоциклы (да и сейчас не откажусь погонять, как в юности). На них ездил круглый год: в любой мороз, дождь и слякоть. Охота, мотоцикл, рыбалка – это здоровье. Но как-то раз я сломал ногу, ходил на костылях, и гончих пока заводить было ни к чему. Раз сижу возле гаража, выбегает «русский» кобелёк месяцев четырёх. Я позвал его, накормил, и он остался у меня… Назвал его Зоркий. Больше всего любил наблюдать за тем, как он играл с заячьей шкуркой…
Я выздоравливал и его натаскивал потихоньку. Дело это не простое - собачку натаскивать: нужно исходить немало вёрст и днём, и ночью, самому помогать найти зверя.
И вот мой Зоркий стал уже брать след. Охота открывалась в ноябре. Ждёшь её с замиранием сердца. Ружьё десяток раз возьмёшь в руки, смажешь, чуть ли не спишь с ним в обнимку. Быть может, вам, читатель, трудно это понять…
Наконец, дождавшись этого великого дня, соберёшь тормозок, что получше, фляжку - и вперёд. Собирались компанией человек пять - все бывалые охотники и собаководы: В.П. Остроухов, П.М. Майоров, Г.П. Булгаков, В. Коновалов и я. Некоторых уже нет с нами. …Маршрут обычно выбирали вдоль речки Сажинки, бывшего аэродрома, деревни Зиброво и дальше. Берега речушки, заросшие ивняком и калиной, переливающейся ярко-красным пламенем…Охота в это время была открыта на зайца, их тут водилось достаточно. Места овражистые, покрытые лесом. Много лисьих и барсучьих нор.
Я очень любил ходить лесом: любоваться им, гладить деревья, смотреть на осенний ковёр опавшей листвы. Подходить к норам и разбираться: рабочие или нет, кто зимует в них. Барсук, например, чистое животное: возле нор порядок - хозяин… Лиса, наоборот: перья, кости, а однажды нашёл новые перчатки, сшитые вместе… А бобры… К этим животным я не могу быть равнодушным, ведь они создатели искусственных водоёмов. Бобр делает запруды в любом овраге с порослями деревьев и кустов, поэтому у других зверей и птиц появляется дополнительный источник живительной влаги.
На деревьях встречаешь гнёзда ястребов, ворон и сорок, можно спугнуть и куницу. …Обойдя Зиброво, однажды зашёл на родник. Это замечательное создание природы! Только представьте: из-под земли на полубугре бьёт фонтан такой силы, сантиметров на сорок в высоту чистейшей воды, а рядом множество маленьких родничков.
…Время пошло за полдень, пора к привалу. Протрубив позывной, начали собираться. Выбрали полянку в кустах над оврагом рядом с небольшим леском. Привязали собак, разрядили ружья, поставив их метров на десять от себя. Начали раскладывать еду. Зоркого я не пристегнул, он бегал в лесу.
Разместились в круг, налили, конечно, и вдруг из глубины лесной чащи раздался голос моего кобелька. Тот заработал с таким азартом, и гон пошёл в нашу сторону. Стояли и слушали с рюмками в руках. Гон совсем рядом. И вот, она – смелая пушистая красавица… Стрелой проскочив прямо между нами через стол, скрылась в овраге. Тут и мой четвероногий подоспел, но плутовка уже занорилась в липовом лесу. От волнения мы опешили. Какое-то время стояли молча, с удивлением глядя друг другу в глаза. Такое бывает не часто!.. С Зорким проохотился десять лет. Все это время он служил мне верой и правдой. Его звонкий голос всегда давал знать, когда зверь рядом. К сожалению, о нём остались только тёплые воспоминания: несколько лет назад Зоркий погиб от рук злых людей…».
…Эти записи принадлежат перу охотника, рыбака, пчеловода и, наконец, настоящего путешественника, влюблённого в свой родной край, И.Н. Мигалина. Случаи из жизни Игоря Николаевича, его рассказы-воспоминания об охоте могли бы войти в одну из книг нашего земляка, эксперта всероссийской категории В.Н. Петрова, посвятившего свою жизнь изучению и описанию истории гончих Тульской области. В своих книгах («70 лет с гончими», «Гончие и гончатники») Вячеслав Николаевич писал и о людях, охотившихся с братьями нашими меньшими. В его планах было продолжить начатое, но нелепая смерть неожиданно прервала жизнь автора…
…С Игорем Николаевичем было интересно общаться. Об этом великом жизнелюбе можно написать целый роман, наполненный фантастическими приключениями. Часто слышишь: сколько людей – столько и интересов… А здесь у одного человека сразу столько увлечений: охота, рыбалка, пчеловодство… Через годы он пронёс любовь к природе, к своему родному краю. Думаю, именно поэтому у него получается так легко совмещать всё, что связано с этим.
Только не утративший интерес к жизни человек, подлинный романтик в обыденных вещах может увидеть красоту. Он не просто рассказывал об «охотничьей», «рыбачьей» жизни… Во всём отчётливо слышался один и тот же мотив, ставший для Игоря Николаевича смыслом жизни: я люблю животных, каждую былинку, камешек, ручеёк, тропинку… Мне показалось странным столь удивительное сочетание: охотник и романтик в одном лице! Но только поначалу… Чем дальше заходил разговор, тем понятнее становились некоторые вещи… - …Много лет назад я участвовал в строительстве Тульского цирка,- рассказывал Игорь Николаевич. - Когда выдавалась свободная минутка, бежал полюбоваться неуклюжими медвежатами, забавными обезьянками, царственными львами… Там познакомился с известной дрессировщицей Ириной Бугримовой, с удовольствием помогал кормить зверей. Если бы в то время меня позвали работать в цирке, я бы остался без раздумий…
Работая в Туле, однажды Игорь Николаевич приехал ненадолго домой (тогда он жил в Чернском районе). Вовсю шла посевная и нужно было помогать. Колхозное поле располагалось рядом с лесом, в который он просто не мог не зайти. Картину, которая перед ним предстала, мы можем увидеть, разве что, в мультике про Белоснежку и семь гномов… - Лосиха с двумя маленькими лосятами стояла на лесной полянке, устремив на меня свои красивые огромные глазищи… Я подошёл к ним и обнял малышей. На протяжении нескольких дней носил им по литру молока. Посевная закончилась. Захотелось показать товарищам это чудо! Те увидели перед собой только лишь живое мясо… Недолго думая, я увёл их от этого места километров за шесть…
- Игорь Николаевич, но ведь вы же опытный охотник и наверняка отстреливать животных приходилось немало! И вместе с тем столько трепетной любви к ним…
- Я охотник, а не убийца… Был в моей жизни один случай… Лет двадцать тому назад нам (охотникам) дали разрешение на отстрел лосей. Собралась целая бригада. Азарт, в венах бурлила молодая кровь… И вот раздался злосчастный выстрел… Я пошёл искать «трофей»… Он просто лежал и смотрел на меня, а из его глаз катились слёзы…С тех пор я дал себе зарок больше не стрелять…
- А сейчас вы ходите на охоту?
- Конечно, но она другая… Теперь просто гуляю по лесу, слушаю свою собачку: как она гоняет, с каким азартом… Недавно нашёл лисью нору, кормлю лисят, естественно, для души…Всегда беру с собой соль, она необходима животным… Я вообще очень люблю ходить пешком, а лес для меня, как родной дом. Вы пробовали, например, когда-нибудь подойти к дереву и обнять его? Скажете: несерьёзно… А ведь душа становится молодой, тревоги уходят прочь… И нужно ещё найти «своё» дерево. Возьмите кусочек медной проволоки, согните её, чтобы получился маятник. Он приведёт вас туда, куда надо… Собрались вы за грибами: поздоровайтесь с лесом, не ломайте даже лишний сучок. Берегите всё живое. Природа воспитывает, кормит, лечит…
- Кто на рыбалке с удочкой, на охоте с двустволкой и собачкой, тот достоин быть с природой, - продолжал взволнованно Игорь Николаевич. - Он с ней на Вы и сохранит для потомков! Карабины и многозарядные ружья нужно убирать с охотугодий! С весны и до перволёдья начнут «работу» браконьеры. На всех водоёмах они ставят сети, копают плотины. Таких удильщики называют «голодными».
… А сколько пожаров случается по вине человека! Выгорают поля, леса, страдает весь живой мир…
…Незаметно разговорились о рыбной ловле… О ней он рассказывал так же увлекательно, как и об охоте.
…Первая удочка с ореховым удилищем и леской из волос конского хвоста появилась у И.Н. Мигалина, когда ему едва исполнилось 6 лет. За свою жизнь пришлось переудить немало. Было время, когда ловил даже руками. Лет десять назад в Упе водилось столько плотвы и голавлей, что рыбакам скучать не приходилось, таскали мешками…
Каждый раз Игорь Николаевич находил не только места с богатым уловом, но и различные породы камней, глины, песка и всего на свете, что имеет отношение к природе…
- Мне на геолога нужно было учиться. На охоту идёшь или на рыбалку, под ногами много всяких камушков попадается. Становится интересно, как они здесь оказались, какой был разлив или, может быть, шёл ледник? Собираю всё… Вот этим голышом, например, очищаю воду, - Игорь Николаевич показал мне небольшой круглый гладкий камень…
…В разговоре с И.Н. Мигалиным время пролетело быстро, но столько всего было услышано! А главное, я сделала для себя открытие: если ещё и остались на земле рыцари и романтики, то их нужно искать в среде истинных охотников и рыболовов… Л. АВЕРЬЯНОВА. | |
|
Всего комментариев: 0 | |