Для жителей Одоева, да и района, его имя не требовало указания фамилии. Почти 70 лет он отдал благородному служению на поприще образования, пройдя путь от рядового учителя до директора. Невозможно представить Павла Ивановича Курятова в отрыве от школы. Они составляли единое целое.
Я всегда гордился дружбой с ним, которая началась на второй день Великой Отечественной войны. Мы оказались вместе в ученической бригаде, направленной на сельхозработы в Одоевский совхоз. Тогда это был невысокий коренастый паренёк Паша Курятов, отличавшийся уравновешенным характером, обстоятельностью и крепкой деловой крестьянской хваткой. Я окончил 7, а Павел 8 классов, но бригада была общей. Ученики 10-го класса были отправлены в район г. Вязьмы на строительство оборонительных сооружений.
Мы в Одоевском совхозе косили сено, рожь, ухаживали за овощами, собирали урожай до середины октября, когда Одоев был оккупирован немцами.
Летом 1942 года работы в бригаде продолжались. Кроме сельхозработ мы заготавливали дрова для школы, участвовали в её ремонте. Кроме работы почти все члены бригады входили в кружок художественной самодеятельности – «фронтовую бригаду», созданную неутомимым организатором Валентиной Николаевной Петровой (Севастьяновой). Несмотря на усталость, после работы мы давали концерты в Доме культуры, воинских частях гарнизона, в самых отдалённых сёлах района. И всегда одним из самых активных участников был Павел Курятов.
В начале 1943 года учеников старших возрастов призвали в Красную армию, а из оставшихся была создана команда из девяти человек, которые под руководством военрука Фёдора Петровича Панарина занимались допризывной военной подготовкой. Павел при этом был назначен «старшиной» нашей группы.
Летом Павел окончил 10-й класс, а остальные проходили военные сборы в Туле, служили в истребительном батальоне, работали в совхозе, а когда уже десятиклассниками осенью пришли на занятия в школу, то оказались под опекой нового учителя черчения Павла Ивановича Курятова. Учиться у него, правда, пришлось недолго, т.к. вся наша команда в первых числах ноября досрочно была призвана в Красную армию. Так наши пути разошлись на целых двенадцать лет.
Снова с Павлом Ивановичем мы встретились в 1955 году, когда я после службы в армии пришёл в Одоевскую среднюю школу «молодым» учителем основ производства, а он уже был опытным учителем физики, заведующим учебной частью. Он сразу же взял надо мной негласное шефство, помогал освоиться в новом для меня деле. Посещал первые уроки, очень тактично делал замечания, давал ценные советы. Я был ему искренне благодарен за такую помощь. Несмотря на разницу в служебном положении, между нами продолжалась тесная дружба.
Павел Иванович, обладая огромными организаторскими способностями, всегда находил выход из, казалось бы, безвыходного положения, как в служебных делах, так и в трудных жизненных ситуациях. Это был прекрасной души человек, приходивший по собственной инициативе на помощь тем, у кого случалась беда.
Верный чертам своего характера, всегда отзывался на бытовые просьбы, помогал организовывать мои поездки в учебное время на сессии в заочный институт, в котором я учился. Вновь расстались мы с ним в 1963 году в связи с переводом меня в Тульский механический институт, но общения не прекращали, когда я приезжал летом в Одоев.
Уже будучи директором школы он откровенно рассказывал о своих делах и проблемах, связанных с ремонтом старого уже здания школы, организацией трудового и патриотического воспитания учащихся, которому он уделял очень много внимания. Под его руководством и личном участии был построен Мемориал в честь учителей и учеников, не вернувшихся с войны, школьный музей, прекрасный пришкольный участок, на котором ученики разных классов проходили трудовую практику. Насколько я знаю, все учителя и родители учащихся всегда относились к Павлу Ивановичу с большим уважением, а ученики просто боготворили своего «Палваныча».
Не считаясь с личным временем, он всегда был готов оказать помощь людям и вне школы. Так в 1975 году он создал «строительную бригаду», которая под его руководством безвозмездно восстановила развалившуюся веранду к двухэтажному дому бывшей учительницы Глафиры Васильевны Ступаченко. Позже он большую помощь оказывал Валентине Николаевне Севастьяновой и многим другим жителям Одоева.
Счастлив, что судьба дала мне возможность быть современником и тесно общаться с таким замечательным человеком и патриотом, дружба с которым у меня продолжалась до последнего.
20 июля исполнилось сорок дней со дня кончины Павла Ивановича. Для Одоева это большая утрата. Вечная ему память!
Юрий Никольский.
|