Воскресенье, 24.11.2024, 07:23 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2011 » Апрель » 12 » «Я всегда знал, кому служил»
10:53
«Я всегда знал, кому служил»
 
… Регулярно просматриваем календарь знаменательных и памятных дат: каких только профессиональных праздников у нас нет! И самое удивительное в том, что в нашем районе есть люди, которые имели (а некоторые имеют и сейчас) прямое или косвенное отношение практически ко всем называемым профессиям, даже самым, казалось бы, экзотическим. 13 марта отмечался День работников геодезии и картографии. Что это за наука такая – геодезия? На одном из сайтов Интернета выяснила, что она изучает форму земли и расположение объектов на земной поверхности, подразделяется на ряд дисциплин: высшая геодезия, геодезия, инженерная геодезия, макшедерское дело, картография. Основной интерес из них представляет картография - наука, которая рассматривает методы составления, издания и использования различных карт. Самый большой вклад в развитие картографии внёс Пётр I. Впоследствии, с 1758 г., Картографический департамент возглавил М.В. Ломоносов. Этим наукам – геодезии, картографии и гидрографии - около 30 лет жизни отдал военный инженер-гидрограф Борис Евгеньевич Успенский, капитан второго ранга в отставке. Недавно мы побеседовали с ним. - Борис Евгеньевич, вы же выросли в тихом и, можно сказать, сухопутном Одоеве. С какой стороны выплыло море? - Я всегда увлекался историей, географией. Меня влекли путешествия, приключения. Поступил было в Тульский пединститут, на физмат, через два года призвали в армию. В «Комсомольской правде» прочитал о том, что в Ленинграде есть Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и понял – вот оно! Это моя судьба. Отслужив в армии чуть более полугода, подал рапорт. На 1 курс приняли без экзаменов. Учился легко, с удовольствием. Очень нравились науки. Привлекало и то, что это училище – бывший морской кадетский корпус, образованный Петром I в 1701 году на базе Московской навигацкой школы - ему исполнилось 310 лет. Уже одно то, что в этом учебном заведении когда-то учились В. Даль, И. Айвазовский, Н. Римский-Корсаков, И. Крузенштерн, П. Нахимов, Ф. Ушаков, М. Лазарев и другие знаменитые мореплаватели, поднимало нас в собственных глазах, придавало гордости. - Чему же вас там учили? - Многому. Самое главное – составлять морские карты для деятельности ВМФ и судовождения разного масштаба и разного назначения: морские навигационные и навигационно-артиллерийские карты, топографические карты земной поверхности, геомагнитные навигационные карты для подводных лодок. А чтобы составить карту, надо знать геодезию, топографию, астрономию, гидрографию, гидрометеорологию, учение о приливах и отливах, гидрологию, океанографию, математику и спецпредметы, штурманское дело, технические средства кораблевождения и т.д. Кроме того, на офицеров-гидрографов возлагалась и боевая задача: навигационно-гидрографическое обеспечение ведения боевых операций. Для выполнения её необходимо было хорошо знать технические средства для развёртывания боевых сил флота – радионавигационные системы, навигационное оборудование театра боевых действий, передвижные маяки и радионавигационные системы, маневренные средства обеспечения, проблесковую аппаратуру, створные знаки, специальные плавучие средства и многое, многое другое. Плюс к тому – уметь командовать и вовремя обеспечить боевую готовность подчинённых гидрографических частей. Нас учили не только военным наукам, но и пониманию литературы, искусства, истории (тем более что Ленинград давал для этого большие возможности), поведению в обществе, этикету, танцам, психологии, логике – то есть воспитывали не тупых и грубых солдафонов, а умных, воспитанных, понимающих людей. Как же всё это потом пригодилось нам в жизни и в службе! Экипаж корабля, как поётся в песне, одна семья. Он сразу чувствует, чего ты стоишь, что умеешь, много ли знаешь. Если поймёт, что достоин уважения, то поставленную задачу будет выполнять ответственно и от души. А если матросы увидят безграмотного, тупого, необразованного человека, то служба у него не пойдёт, экипаж постарается избавиться от такого «специалиста». - Одни названия изученных предметов и их количество чего стоят… Понимаю, что перечисление того, чем вы занимались после окончания училища, займёт места столько же, если не больше. Но хотя бы несколько примеров. - По просьбе Польши и ГДР мы делали промер Поморской бухты, а для Польши – ещё и карту Слупской банки. - Банка? Что это такое? - Это возвышенность дна Балтийского моря площадью 200х50 км. Она представляла большую опасность для плавания судов и кораблей. У поляков почему-то её карта не получалась, попросили нас. Я участвовал в работе советской океанографической экспедиции на Кубе. Мы выполняли полные картографические и гидрографические работы всего побережья острова. Моей команде достался его север – от мыса Сан-Антонио до мыса Майси. Нами сделаны карты огромной территории порта Гавана. Да мало ли чего ещё… Дело ведь не в том, сколько и где довелось работать, а как! Исполнение порученных заданий требовало высокой точности. Я горжусь тем, что по моим картам до сих пор ходят военные и торговые суда и ни разу не пришлось краснеть за хотя бы малейшие ошибки. Кроме составления карт, приходилось обеспечивать высадку морских десантов в первом броске из десантных кораблей и вертолётов, развёртывание сил флота, строительство новых торговых портов, внедрять новое навигационное оборудование с использованием атомной энергии, гидроакустической аппаратуры, проводить испытания атомных кораблей и судов, новых секретных подводных лодок… Наша служба обеспечивала проведение олимпийской регаты в 1980 году. Закончил службу в Таллинне в должности начальника гидрографической службы военно-морской базы Балтийского флота. - Как поётся в песне Я. Френкеля, «после плаванья в тихой гавани вспомнить будет о чём»? - Ещё как! Я благодарен судьбе и стране, которая дала мне такие знания и такую профессию. Превыше всего в военной службе ставил честность, порядочность, любовь к Родине. И, что очень важно, я всегда знал, кому служил. - Спасибо, Борис Евгеньевич! Материал подготовила Н. Селивёрстова. На снимке: Б.Е. Успенский (справа) с группой офицеров на острове Хиума (Эстония) у маяка Кыпу. Этому маяку в августе 1981 года исполнилось 450 лет.
Категория: Есть такая профессия | Просмотров: 786 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]