Четверг, 28.11.2024, 04:30 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2014 » Июнь » 22 » К призывникам
16:35
К призывникам


С очередным призывом в армию вновь можно слышать разговоры о его трудности, о большом числе юношей, разными способами стремящихся уклониться от службы, о попытках как-то влиять на это явление.

 

Невольно на память приходят призывы в армию в довоенные, да и в первые послевоенные годы.

 

Служба в Красной Армии была почётной обязанностью каждого гражданина СССР. Проводы призывников превращались в большой праздник с вечерами, флагами, оркестром. Призывники со стрижеными головами свысока смотрели на своих товарищей, которые оставались дома и завидовали уходящим.
Несмотря на то, что служба продолжалась три года, а на флоте все пять, это время не считалось потраченным зря. Ребята возвращались возмужавшими, окрепшими физически и морально, часто получившими престижные профессии, готовыми к практической жизни. Они были завидными женихами. Юноши, не служившие в армии, считались ущербными, стеснялись этого.

Что толкает современную молодёжь уклоняться от службы сейчас?

 

На мой взгляд можно выделить несколько причин.

 

Во-первых, это идейные соображения, когда юноши не желают защищать тех, кто не любит и не уважает Родину, чьи сынки учатся за границей и не собираются служить в армии.

 

Во-вторых, это те, кто считает, что год службы, это потерянное время для учёбы, карьерного роста, семьи и т.п.

 

Третьи, не подготовленные физически и морально, просто боятся службы с её строгой дисциплиной, тревогами и нагрузками, неуставными отношениями со стороны старослужащих и командиров.

 

Нельзя исключать и просто трусость перед возможными болезнями, ранениями и гибелью.

 

Вот на последнем мне хочется остановиться подробнее.

 

Часто можно слышать мнение, что теперь война другая, с использованием техники. Что лицом к лицу с противником в бою встречаться не приходится. Это опасное заблуждение. Вспомните репортажи из «горячих точек», фрагменты из кинофильмов. В любой момент солдат может стать участником боя, когда ему придётся приложить всё свое умение, чтобы остаться в живых и уничтожить врага. Ведь жизнь, это самая высокая награда, которую можно получить.

 

Мне пришлось участвовать с первого до последнего дня в самой крупной операции Великой Отечественной войны по освобождению Белоруссии под кодовым названием «Багратион» станковым пулемётчиком. Станковые пулемётчики, это, своего рода, смертники, т.к. из-за больших размеров и трудности перемещения пулемёта на поле боя, а также из-за опасности для противника, пулемёт являлся первоочередной целью для снайперов, миномётчиков, артиллеристов. При попадании мины или снаряда погибал, как правило, весь расчёт. Из нашей группы в 45 человек, прибывшей в часть перед началом наступления, к концу операции осталось только трое, а из группы в 49 человек, призванных из Одоева вместе со мной, и служивших пулемётчиками, вернулись с войны живыми только 26. 16 погибли, а судьба семерых не известна.

 

Мне пришлось все семь месяцев находиться на передовой. Наше командование стремилось получить Гвардейское Знамя, поэтому часть ни на один день не отводилась в тыл. Мы получали пополнение, бойцы которого не имея боевого опыта через несколько дней оказывались ранеными или убитыми. Доходило до того, что в роте оказывалось всего несколько человек, оставшихся из первоначального состава.

Что же помогало им выжить в боевой обстановке?

 

Опираясь на личный опыт и наблюдения, беру на себя смелость говорить на эту деликатную тему.

 

Когда заходит разговор о том, почему один погибает на фронте, а другой остаётся живым, верующие люди обычно говорят – так Богу угодно. Может это и так, но ответ ничего не проясняет. Недаром в русском народе ходят пословицы, вроде: «Бог-то Бог, но и сам не будь плох, «Бережёного Бог бережёт» и т.п.

 

У меня хранится старинный бронзовый крест, которым награждались священники во время Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1853-56 г.г. На нём выбита надпись: «На тя, Господи, уповахом, да не посрамим имя Твоё», что в вольном переводе может быть прочитано, как «На Бога надейся, да сам не плошай». Этим подчёркивается, что и от самого бойца, его храбрости и умения, многое зависит.

 

Бывают, конечно, случаи, когда ничего предпринять нельзя, например подрыв эшелона, артобстрел, и т.п. или счастливые случайности, которые невозможно предвидеть. Вот несколько примеров.

 

Однажды мы с товарищем вели наблюдение из окопа, он впереди, а я смотрел из-за его плеча. Вдруг раздаётся хлопок, товарищ падает, а мне в лицо брызжет кровь из его головы, которую прострелил снайпер.

 

На его месте мог оказаться и я.

 

В другой раз сапёры готовили проход через нашу позицию, по которому ночью разведчики должны были идти к немцам за «языком». Вместе с нами стали оттаскивать рогатку с колючей проволокой, за которой неожиданно выползла не замеченная ранее мина ПОМЗ-2, которые ставили на колышках среди рядов проволоки. Их сейчас называют «растяжками». Все оцепенели. Спасло нас то, что перед этим прошёл дождь, а потом ударил мороз. Чека взрывателя покрылась льдом и не выдернулась из него, все остались живы.

 

Через несколько дней, проверяя правильность оборудования пулемётного окопа на берегу реки Нарев, я решил сделать контрольный выстрел. Перед этим случайно повернул броневой щиток, закрывающий окно для оптического прицела, и закрыл им обычное прицельное окно. Во время выстрела трассирующая пуля попала в бруствер и полетела вверх. В тот же момент произошла вспышка и удар. Пуля снайпера попала в тот самый щиток. Если бы я его случайно не повернул, то она попала бы мне в лоб. Бывали и другие подобные случаи, но это не характерно.

 

Гораздо чаще бывало, когда выживание зависело от военных знаний бойца, умения вести себя в бое- вой обстановке. Они состояли в правильном выборе огневой позиции, её оборудовании и маскировки. Умении правильно переползать и перебегать, преодолевать минные и другие заграждения, оборудовать простейшие укрытия и, конечно, метко стрелять. Все эти азы военной науки приобретались во время учёбы перед отправкой на фронт и зависели от её качества и напряжённости.

 

В середине XVIII веке наш великий полководец, Александр Васильевич Суворов, разработал гениальное наставление для воинов под названием «Наука побеждать», в котором в форме коротких выражений изложил основы воинской службы. Среди них: «Пуля – дура, штык – молодец», «Голод – лучший лекарь», «Сам погибай, а товарища выручай», «Тяжело в учении – легко в бою» и, как вариант, «Больше пота в учении, меньше крови на войне», а также множество других.

 

Ещё во время учёбы в школе в 1942 году ученики с помощью военрука, Фёдора Петровича Панарина, лечившегося в Одоеве после ранения, постигали азы военного дела. Он учил нас тому, что надо на войне. Во время полевых занятий учились окапываться, маскироваться, переползать и перебегать, наблююдать и, конечно, стрелять. Нагрузку давал очень большую, но мы понимали, что это для нашей пользы. В результате все его ученики вернулись с фронта живыми, никто не погиб.

 

И последнее, может быть главное, что способствует выживанию, это личный опыт, приобретаемый только в боевой обстановке. Из-за отсутствия такого опыта и гибнут в первые дни «необстрелянные бойцы», прибывающие с пополнением. Чем лучше боец учился перед фронтом, тем скорее приобретал он такой опыт и становился настоящим солдатом.

 

Постепенно у человека вырабатывается подсознательное чувство опасности, условный рефлекс самосохранения, заставляющий действовать до того, как опасность осознаётся.

 

Например, на свист или щелчок пули внимание не обращается, т.к. она уже пролетела, а вот увидев трассирующую пулю, можно успеть укрыться. По звуку можно отличить летящий снаряд или мину, определить, куда они упадут, и действовать соответственно. Спасаясь от снарядов нужно бежать в укрытие, а от мины оставаться на месте и вжаться в любую ямку или канавку, чтобы не быть поражённым осколками, разлетающимися горизонтально. Эти рефлексы становятся очень прочными и сохраняются на долгие годы.

 

Однажды, в1985 году, через 40 лет после войны я оказался в командировке в Великом Новгороде.

 

Утром выходил из гостиницы вместе с товарищами, идущими за мной. Только стал открывать выходную дверь, как тут же захлопнул её и оттолкнув товарищей, прошептав «Немцы!». Все были поражены. С бьющимся сердцем вновь открываю дверь и вижу перед подъездом колонну мотоциклов и бронетранспортёров, на которых сидят солдаты в немецкой форме с оружием и собаками. Оказалось, что они собрались на съёмки кинофильма «Дожить до рассвета», которые там проводились. Неприятный осадок от этой встречи сохранялся у меня целый день. Так через много лет сработал условный рефлекс, выработанный ещё на фронте.

К чему эти рассуждения?

 

Дело в том, что от молодых людей, и не только, можно слышать, что сейчас мир, нам никто не угрожает, что срочная служба в армии не нужна. Это заблуждение. Политическая обстановка в мире такова, что любой из происходящих многочисленных конфликтов может мгновенно превратиться в большую войну. Воевать будут не те, кто только что призван, а мобилизованные солдаты из запаса, учить которых будет не -когда. Срочная служба существует для того, чтобы своевременно подготовить резервистов на случай войны. В этот период будущий воин должен изучить основы военного дела, получить некоторые навыки, набраться хотя бы небольшого опыта. Иначе может получиться то, что было в первую чеченскую войну, когда в бой послали необученных новобранцев, многие из которых погибли.

 

Сокращённый теперь до одного года срок службы ограничивает возможности для подготовки опытных бойцов. Надо изучить сложную боевую технику, овладеть навыками её применения. На личную подготовку времени не остаётся. Раньше в школах была начальная военная подготовка, в секциях Осоавиахима, в «оборонных» кружках молодёжь проходила допризывную подготовку. В результате призывники уже имели определённые знания и умения, которые в армии доводили до совершенства.

 

Хорошо, что сейчас собираются возродить комплекс «Готов к труду и обороне», направленный на всестороннее развитие будущих воинов, в первую очередь, физическую.

 

Чтобы в случае войны успешно решать боевые задачи и оставаться в живых, надо иметь соответствующие навыки и опыт. А их позволяет получить только срочная служба в армии. Тот, кто её не пройдёт, тот обманет сам себя. В жизни надо быть готовым ко всему, судьба переменчива!

 

Май 2013 г.
Юрий Никольский, участник ВОВ, подполковник в отставке.



 

Просмотров: 675 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]