15:42 Красивый мир иллюзий и игры | |
Труппа артистов г. Одоева. 1918-1919 гг. В Одоеве в далёком и суровом 1918 году под руководством П.А. Левко организовали кружок любителей драматического искусства. А с 20 декабря при поддержке представителей местной Советской власти открылся «Народный театр имени Фридриха Энгельса». Первым режиссёром стал В.И. Шольте. За всю историю театра режиссёрами были: С.А. Межаков, В.Н. Севастьянова, Ф.И. Малков, В.М. Крылова, Н.М. Трусикова, Н.Ф. Селивёрстова, Е.Д. Ситникова, О.С. Гирдюк, О.А. Качалова. В краеведческом музее хранится чёрно-белая фотография, датированная 1918-1919 годами. На фоне декораций труппа драмтеатра: элегантные мужчины и женщины, одетые по последней моде. На обратной стороне их фамилии, написанные витиеватым почерком. Вот, пожалуй, и всё, что может напомнить о том далёком времени. Удивительно, как эти люди могли трудиться на театральном поприще, когда в бедной матушке-России то революция, то первая мировая, то гражданская война. Кругом голод и разруха - тут уж, кажется, не до театров. А может, людям просто хотелось уйти от реальности в красивый мир иллюзий и игры? Спектакль «Печка на колесе». 1988 год. Ещё в музее есть тоненькая тетрадь «Воспоминания руководителя драмколлектива Валентины Николаевны Севастьяновой. 1942-1946 годы». Казалось бы, опять людям не до духовной пищи – все силы нужно отдавать на борьбу с врагом. Но нет, выгадывали время и для классики (Островского, Чехова, Пушкина), и для патриотических пьес. В.Н. Севастьянова преподавала математику в Одоевской средней школе. Она пишет, что её учительская работа позволила объединить в драмколлективе людей разного возраста и разных занятий: от учителей и старшеклассников до любителей-театралов. В феврале 1942 года, когда враг только-только отступил от Тулы и Москвы, они начали подготовку большого спектакля - пьесы «Крепостные» по Лескову. Участвовали в нём и юноши, которых вскоре забрали на фронт. С. Кузнецов, Вл. Соколов, Ф. Алферьев погибли, пишет она, а Василий Крюков вернулся без ноги, но работал в коллективе баянистом, сопровождал на костылях в сёла района, куда они чаще всего не выезжали, а выходили. В 1942-1943 годах активными участниками театра были Ю. Никольский, Р. Зеленин, В. Михнёв. Воспоминания Валентины Николаевны, ныне покойной, написаны в декабре 1996 года, спустя пятьдесят с лишним лет. Диву даёшься её памяти! Она перечисляет всех поимённо, помнит, что ставила и с кем: Сегодня, по прошествии стольких лет, сложно собрать воедино всю картинку почти столетней жизни Одоевского народного театра. В номере районной газеты за 1963 год сообщается, что у драматического коллектива Одоевского Дома культуры юбилей – 45 лет. «В настоящее время сложился очень интересный творческий коллектив, - пишет художественный руководитель Дома культуры В. Крылова. - В него входят опытные участники: Н.Н. Глаголевская, В.А. Севастьянов, Г.Г. Троицкая, С.В. Липаева, Т.Н. Головкина, А.И. Можаров, Б.В. Филин. Эти товарищи работают в Доме культуры от 10 до 30 лет. Н.А. Извольский, И.М. Сеничев, И.В. Старицкая, В.И. Гаврюшин, А.Н. Козлов, А.М. Кезин, И.С. Солоделов, А.А. Фомин относятся к среднему поколению участников, а Лида Матюхина, Дмитрий Томкин и Илья Сергеев представляют молодое, но талантливое поколение». В номере газеты за 1988 год есть небольшой анонс о семидесятилетии народного театра. В тот замечательный вечер был показ комедийного спектакля «Печка на колесе», приезжал с поздравлением почётный гость – режиссёр Венёвского РДК Владимир Ильин. Это было 25 лет тому назад: время, очень плодотворное для театра, когда премьера спектакля была каждые три месяца. Бесконечно жаль, что очень многие из тех самодеятельных актёров ушли из жизни. Но в сердцах людей, небезразличных к искусству, они остаются жить... В 1986 году в районный Дом культуры пришёл новый режиссёр - Наталья Морозова (сегодня Трусикова). - Поначалу мне было очень тяжело, - вспоминает Наталья Михайловна о своей работе. - По образованию я режиссёр клубных мероприятий, и спектакли ставить мне не приходилось. Когда я пришла, народный театр был почти в забвении. Вместе с директором РДК Виолеттой Владимировной Яниной пришлось заново собирать коллектив. В наш театр с удовольствием пришли старожилы сценического искусства: Вячеслав Алексеевич Извольский, Вячеслав Антонинович Андреев, Александр Никитич Козлов, Николай Семёнович Кабанов, Фёдор Васильевич Алексеев, Татьяна Николаевна Головкина, Инна Владимировна Старицкая – все ныне покойные; Нина Александровна Собачкина, Нина Фёдоровна Селивёрстова, Земфира Николаевна Бибикова, Валентина Сергеевна Картышова, Виолетта Владимировна Янина. Они были уже готовыми актёрами, с ними очень просто работалось. Все мизансцены обсуждались вместе. Из талантливой молодёжи играли Александр Воробьёв, Михаил Филин, Александр Трусиков, Евгений Илюхин, Андрей Пименов, Юрий Булгаков, Елена Глаголева (Карюхина), Галина Салина, Людмила Янина. Художником был Михаил Михайлович Решетько. Начинали мы с постановки пьесы Н. Парыгиной «Свадебный подарок». Играли очень много Островского: «Не всё коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», комедию-лубок Н. Семёновой «Печка на колесе», пьесу Н. Витарского «Каска», А. Макаёнка «Трибунал» и многие другие. Репетировали по нескольку часов три раза в неделю. Учили наизусть большие роли, а это было непросто, потому что все ещё и работали. В год мы ставили три спектакля, ездили с ними по району. На сцене актёры всегда друг друга выручали. Помню, был такой случай. У М. Филина умерла бабушка, а через день - повтор спектакля. Объявления развешены, зрители ждут. А Миша не явился: причина, конечно, уважительная, к тому же он очень ответственный человек. Что делать? Меня всю трясло от переживаний. На помощь пришёл Александр Трусиков. Он видел наши репетиции, видел небольшую, но интересную Мишину роль лакея. Правда, слов совсем не запомнил. Нина Фёдоровна перед спектаклем дала ему указания: «Ты, Саш, поменьше говори, твоё дело прислуживать: приносить, уносить, кланяться». И вот Трусиков так выложил эту роль, что все зрители смеялись. Он на сцене только и делал, что молча кланялся. После окончания пьесы Н.И. Петруничева, смотревшая выступление, сказала: «Трусиков лучше всех сыграл!». ...На спектакли приходили целыми семьями, зрительный зал всегда был полон. Я часто вспоминаю это время. Это были самые лучшие годы в моей творческой работе. - Я пришла в народный театр в конце 60-х – начале 70-х, - рассказывает Нина Фёдоровна Селивёрстова. - Пригласила меня туда Наташа Алексеева, которая играла там же. Мы ставили «Машеньку» Афиногенова. Милая, симпатичная пьеса, очень дружный коллектив. Мне выпала главная роль. Я смущалась ужасно, вести себя перед публикой абсолютно не умела. По роли нужно было обнять Фёдора Алексеева (теперь его уже нет на свете), а вышло так, словно я дала ему пощёчину. Потом так смешно было. В спектакле «Хата с краю» я сыграла старуху, хотя мне было тогда всего двадцать с небольшим… В 1991 году я в качестве режиссёра и ставила спектакль по пьесе Островского «Волки и овцы». Тогда ДК не топился, в здании было очень холодно. Но работали мы много, напряжённо. У нас был очень хороший актёрский состав: А.Н. Козлов, Т.Н. Головкина, Н.А. Собачкина, З.Н. Бибикова, В.А. Андреев, Ф.В. Алексеев, Л. Никитина, А. Воробьёв, А. Пименов, Е. Илюхин. Островский хорош тем, что можно было работать над отдельными сценами – репетировать кусочками, что мы, собственно, и делали. Потом, конечно, тяжело было собрать весь спектакль. Но нам это удалось. В марте состоялся показ, а чуть позже – повтор по просьбе зрителей. Нина Александровна Собачкина много играла в народном театре. Её первая роль в пьесе «Восемь любящих женщин» в 1976-1978 годах. За годы творчества было много курьёзов на показах спектаклей. Нина Александровна вспоминает, что слова старались выучивать наизусть, но суфлёр, как в любом театре, был - для подстраховки. Однажды от волнения она всё забыла. Представьте себе: сцена. Н. Собачкина с героем Александра Воробьёва сидит за столиком в ресторане. - Ни слова не помню, - говорит, будто заново переживая те события, Нина Александровна, - и Воробьёв молчит, как назло. Тоже со страху всё забыл. И так мы сидим молча. Суфлёр отдала кому-то текст пьесы, а сама готовилась к выходу на сцену. Мы так разнервничались, что потом и подсказку не сразу услышали... А ещё (смеётся) был курьёз на спектакле «Женитьба Бальзаминова». На сцене двое: главный герой - его играл Вадик, фамилию теперь не вспомню, и Евгений Воронцов. И вот Вадик ушёл за кулисы переодеваться. Возился очень долго - от волнения не мог попасть в брючину. А Воронцов остался на сцене - слов у него по сценарию никаких нет, ждёт, потом как закричит: «Бальзаминов, ну ты скоро?». «Иду, иду», - отвечает тот, а сам не идёт - брюки всё надевает. Через некоторое время опять: «Бальзаминов, ну сколько можно?». В ответ - то же самое. Тогда Воронцов взял со стола графин, якобы с водкой, налил в стакан, выпил и плюнул: «Тьфу, какую-то гадость налили». А я стояла за кулисами и хохотала над ними... С Натальей Михайловной Трусиковой и Ниной Фёдоровной Селивёрстовой, как с режиссёрами, было очень легко работать. А премьеру спектакля всегда отмечали вместе - всем коллективом... Для встречи с Валентиной Сергеевной Картышовой мы прихватили фотографию с фрагментом спектакля «Печка на колесе» (постановка 1988 года), спросили у неё: «Вы помните эту постановку?» - Конечно, я играла такую разбитную самогонщицу, - сразу заулыбалась Валентина Сергеевна, - хотела увести мужа у главной героини. Это мой самый любимый спектакль и, думаю, самая любимая роль. Мы буквально отрывались на сцене. Перед началом, конечно, все мандражировали, а потом такое вытворяли... Мы уже не играли, а жили этой жизнью, совсем не обращая внимания на зрителей. Откуда-то неожиданно появлялись новые словечки, движения. Помню, как Сашка Воробьёв на сцену не вышел, а буквально заполз на четвереньках (он играл пьяницу)... Я потом смотрела по телевизору московскую постановку. Надо сказать, он мне меньше понравился - не было там нашей обычной жизни. Спектакль больше напоминал ярмарочный балаган. …Про старый народный театр Валентина Сергеевна говорит с удовольствием: Михаил Анатольевич Филин вспоминает, что ходить в Дом культуры ему было очень интересно. - Теперь даже не вспомню, как попал в театр, - воодушевлённо рассказывает он. – Мне всегда нравилось участвовать в художественной самодеятельности. Я играл в разных сценках, помню, даже с гармошкой песни какие-то пел, частушки. Да, было время (улыбается)! Спектакль «Волки и овцы». 1991 год. Аполлон Мурзавецкий - А.Е. Пименов, Меропа Мурзавецкая - Т.Н. Головкина, Глафира Алексеевна - Л. Никитина и Евлампия Купавина - Н.А. Собачкина. Помню, ребята, мои ровесники, постоянно в пивбаре сидели – пиво пили. Я как-то это дело не любил. А в ДК, в театре, было хорошее общение – с умными, образованными людьми. Туда ведь просто так никто не приходил. Мы собирались вместе, репетировали, просто общались… У меня ностальгия по тому времени. И хоть мы, конечно, были артистами из народа – не профессиональными, но желающих посмотреть наш спектакль было полно, даже в зрительном зале для всех не хватало мест. Земфира Николаевна Бибикова в те годы в театре была гримёром или играла, как сама выражается, склерозных старух, замшелых и забитых. - Искусству нанесения грима нигде не училась - делала всё интуитивно, рассказывает Земфира Николаевна. - Наташа где-то раздобыла специальные краски - цветов тридцать, наверное. И я готовила актёров к спектаклю. Если, например, нужно было кого-то состарить, я вырисовывала морщины на лбу, около носа. Больше всего мы играли Островского, и мне частенько приходилось создавать образ каких-то старых, тщедушных людей, жалких, сгорбленных. Конечно, в роль нужно было полностью вживаться. Я помню, как Наташа сильно смеялась надо мной, когда я старалась изображать старуху с плохой памятью: я два-три слова по тексту говорила, а потом начинала заикаться. Или притворялась глухой: оттопыривала ухо и громко спрашивала: «Что-что там? Говорите громче!». З.Н. Бибикова считает, что Одоевский народный театр в прошлом был гораздо глубже и, главное, - была классика. Спектакль «У нас будут дети». 2011 год. - Все наши спектакли были на высшем уровне, - вспоминает Земфира Николаевна и мечтательно добавляет: «Сейчас Островского бы поставить…». …Народный театр продолжает жить и в наши дни. За последние 10 лет были поставлены спектакли: «Ох, уж это сватовство» (режиссёр Е.Д. Ситникова), «Ах, как часто смолоду мы теряем голову», «Мышиные истории», «Чем бы дитя не тешилось», «Карамельная любовь», «Медведь» (режиссёр О. С. Гирдюк); «Притворный поэт», «А зори здесь тихие», «Золушка», «У нас будут дети», «Восемь любящих женщин» (режиссёр О.А. Качалова). - Сейчас мы готовим спектакль «Смешные деньги», - рассказала нам режиссёр Ольга Алексеевна Качалова. - Это английская комедия Рэя Куни. В ней задействованы восемь человек: Юлия Лосева, Анна Дроздова, Дмитрий Трусиков, Мария Прокофьева, а также молодые ребята, для которых этот спектакль будет дебютом - Сергей Лукьянов, Александр Кочетков, Николай Коледёнков. Озвучивает постановку Иван Урлапов. Возможно, премьера состоится в январе 2014 года. Так что приходите! А к юбилею мы планируем вечер-капустник: хотим собрать всех, кто был когда-то связан с Одоевским народным театром. Ирина КОСОУСОВА.
| |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |