15:47 Не нажечь на стресс | |
С реальностью платежей за электроэнергию у нас пока проблематично: себестоимость киловатт/часа заметно превышает его отпускную цену. Для населения, по крайней мере… Так при себестоимости примерно в пять рублей, нам в городе этот киловатт достается за 3,3 рубля, а в селе и того дешевле. Разницу пока что за свой счет компенсируют промышленные предприятия. Пятьдесят копеек на каждые, условно говоря, три рубля – не Бог весть что. Но ведь в сумме по Тульской области за год таких «не своих» платежей набегает два миллиарда. И за эти миллиарды можно много чего хорошего сделать – да хоть бы и зарплату своим работникам поднять. Например, предприятия оборонно-промышленного комплекса Тулы всерьез намерены сделать это, когда перестанут платить неизвестно за что.Тем более, что платят они буквально за всех. То есть «дотируют» энергопотребление не столько скромных пенсионеров (что они там нажгут со своей лампочкой и стареньким телевизором?), но и освещение роскошных многоуровневых особняков далеко не бедных людей. А это не только дорого, но еще и очень обидно. Ведь на долю жителей загородных или даже городских усадеб – с подсветками, бассейнами, банями и прочим инфраструктурным богатством - из этих двух миллиардов приходится большая часть. Поэтому решено было попробовать на семи регионах разделить тариф – на льготный и дополнительный. Примечательно, что за полгода «эксперимента» ни в одном из этих регионов революции так и не случилось. Да, усложнилась формула расчетов за потребленное электричество, но усложнилась вполне в пределах школьной программы, так что освоить ее сможет любой желающий. Весь вопрос в том, какой будет пресловутая социальная норма. В пилотных регионах социальная норма на одного проживающего - от 50 до 190 Квт. Порядок расчета соцнормы предусматривает плюс 50 КВТ – для второго проживающего в помещении, и дальше – по двадцать на одно лицо. Но для семьи, где больше 5-ти человек, на 6-го, 7-го и так далее дополнительные киловатты законодательством не предусмотрены. И вот тут начинаются вопросы. Например, как быть многодетным родителям, которые - «благодаря» только одной стиральной машинке - в эту норму не уложатся в принципе. Что делать всеми почитаемым учительским династиям, из поколения в поколение таскающим домой ученические работы и не готовым похвастать высокими доходами. Дальше следуют одинокие, престарелые, малообеспеченные, семьи с детьми-инвалидами… - Вот здесь, как раз, все просто, - заверил председатель областного комитета по тарифам Дмитрий Васин. – Есть установленные законодательно нормы для семей с доходом ниже определенного уровня –жилищно-коммунальные расходы не должны в сумме превышать 22 процента от совокупного дохода. «Излишние» расходы оплачивает областной бюджет. Простота эта почти наверняка потребует пересмотра бюджетных расходов и увеличения социальной нагрузки на региональную казну. Важно еще, чтобы эти деньги в бюджете были… А появятся они только тогда, когда предприятия скинут с себя совсем не производственные затраты на освещение особняков. Введение социальных норм наверняка обострит еще один и без того достаточно конфликтный вопрос – с оплатой общедомовых нужд (ОДН) в многоквартирных домах. В какую категорию отнесем эти киловатты – социально-нормативную или излишне-роскошную? В какую ни отнеси – недоразумений не избежать по-любому. Так же, как и с индивидуальным потреблением. Объяснение этому простое: в регионе (и, есть подозрение, не только в нашем) не налажен учет энергопотребления. И это касается не только домов без общего прибора учета, квартир без индивидуальных счетчиков или со счетчиками давно устаревшими. Даже если в квартире стоит новый счетчик, исключающий возможность манипуляций со стороны недобросовестного потребителя, где гарантия, что потребитель в платежке укажет подлинную цифру фактического энергопотребления? Нет такой гарантии. И контроля нет. Можно было бы обвинить в этом сбытовые компании, у которых только и есть, что столы, стулья, связи и погоня за прибылью. Можно и очень хотелось бы. Но нет законного механизма такого контроля. И любой может громко или мысленно послать по известному адресу не только тетеньку от сбытовой компании (это уж, как говорится, сам Бог велел), но и даже участкового, который не имеет права проникнуть в квартиру без согласия хозяина, если из-под двери кровь, конечно, не хлещет. Есть сомнение: если где-то кое-кто у нас порой честно жить не хочет, то… и не будет. Нажжет пятьсот киловатт, а укажет пятьдесят. И никто не запретит. Больше того – и не узнает, потому что в квартиру никто против воли хозяина не попадет до самой его смерти. Вот у наследников, рискнувших продать обремененную долгами родительскую недвижимость проблемы, конечно, будут, но до этого еще надо дожить. Вторая проблема с введением социальных норм – это достоверная база всех жителей многоквартирных домов. База эта должна быть до февраля-марта приведена в актуальное состояние. То есть, всех покойников предстоит выписать, жен прописать, народившихся еще лет 10 назад детишек зафиксировать. И база эта обязана обновляться ежеквартально. Но кто займется этим? Управляющие компании – однозначно откажутся, им это не надо, сбытовики – тем более. Чиновника к каждому дому не приставишь, их просто не хватит. То есть, вопрос остается открытым, так же, как и в случае со счетчиками… На самом деле, вопросов за полгода до принудительного введения социальных норм энергопотребления – пруд пруди. И главный из них: какими будут эти самые нормы? Ведь законодательство дает возможность выбора. А уж решать 50 или 180 Квт/час предстоит правительству Тульской области. Есть устойчивое ощущение, что правительство будет сражаться отнюдь не за финансовые интересы энергетиков, а уж тем более – сбытовиков. Ну и в хозяйстве энергетическом надо порядок с учетом и контролем за потребителями навести, чтобы не только предприятия, но и граждане не вынуждались к тому, чтобы платить задругих. По материалам газеты «Тульский молодой коммунар». | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |