09:52 Не превратиться в Иванов, не помнящих родства | |
Михаил Булгаков подарил миру крылатую фразу: «Разруха не в клозетах, а в головах». При прочтении статьи «Нам кажется, это не нужно», написанной от имени президиума Совета ветеранов, булгаковская фраза ожила во всей своей яви. Никто из президиума не взял на себя персональной ответственности, прибегнув к формуле из недавнего прошлого «есть мнение». Это тоже образ жизни. Инициатором дискуссии выступил директор Одоевской средней школы Владимир Павлов со статьёй «Что мы оставим потомкам?», в которой предложил задуматься над возможностью переименования улиц и площади посёлка, где-то вернув исторические названия, где-то дав новые. Его поддержал с конкретными предложениями директор Сомовской средней школы Александр Лаврищев в статье «Новые мысли о старом». Несомненный позитив обеих публикаций педагогов в их стремлении вызвать общественный интерес к проблеме. Данный информационный посыл призывает нас осознать «кто мы» и «что мы», каков наш образ жизни, что освоено нами из традиций социальной и культурной жизни наших предков. Материал для размышления - и вдруг резко безапелляционное «… это не нужно». Объяснение данному утверждению есть. Многое станет понятным, если мы посмотрим на себя со стороны. Мы жители одной территории – Одоевского района и на этом сходство наше заканчивается. Население распределено на страты со своим сложившимся жизненным укладом: пенсионеров, бюджетников, предпринимателей и незначительное количество работающих в производительной сфере (крестьян-колхозников, пролетариата, трудовых коллективов в советском понимании – уже нет). У нас есть локальные, ничем не связанные сообщества «по ведомствам», ничего не знающие друг о друге: нет общих интересов, отсутствует общий язык. Мимо проходят события, требующие осмысления и понимания. В попытках убедить себя в собственной правоте президиум заблудился в витиеватости коктейля «Ваня-Петя», тогда как народная мудрость чётко определила подобное положение: «Иван, не помнящий родства». По-современному – бомж, пограмотнее – зомби. Иван, не помнящий родства, – означает людей, не помнящих традиции, ко всему равнодушных. Досталось от оппонентов и Хлебной площади. Современники не знают её подлинного значения в экономике города и уезда. Помимо того, что она была оформлена архитектурно по градостроительному плану, Хлебная площадь служила местному социуму местом смотра его экономических достижений, регулировала товарообмен, показывала разнообразие вновь создаваемых ремёсел, производств, мастерских, магазинов. Хлебная площадь была информационным центром по движению товаров и сырья. А уж в одежде собиравшихся здесь горожан были представлены все виды техник и декоративно-прикладного творчества. Это был праздник Труда. Самое же главное, что деньги при продаже оставались у производителя, который мог развивать своё производство, сообща мог позволить себе строить храмы и жилые дома по «образцовым» проектам. А вот другое место, по мнению оппонентов, где торгуют тем, что кто привезёт, является простым рынком, и все деньги вывозятся из Одоева. Деньги в Одоев не возвращаются, за исключением налогов, которые неизвестно как расходуются. Формат статьи не позволяет прокомментировать приводимые оппонентом доводы, а была бы такая возможность, то «народ обхохотался бы» от понимания, что «История города Глупова» бессмертного Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не закончилась в XIX веке, а дожила до нашего времени. Но довод в отношении патриотизма оставить без внимания невозможно. На этой теме сейчас оттаптываются, кому не лень, или, точнее, когда более нечего сказать. Патриотизм не меряется ни килограммами, ни метрами, ни веками. В 1612 году патриотизма было не меньше и не больше, чем в 1812, 1914 или 1941 годах. Патриотизм закодирован в наших генах, как закодированы гены наших предков в оставленном ими наследии: памятниках архитектуры, площадях, изделиях рукомесла. Вырвать что-либо из этого порядка с целью наживать политический капитал – гражданское преступление. Об инициативе борьбы за статус города. Призывать идти «сообча» куда-то с требованием присвоить Одоеву статус города, значит, не понимать ничего. Одоев не может получить такого статуса. Город подразумевает окружение его деревнями, наличие собственной экономики, инфраструктуры, численности населения. Ничего в требуемой норме у Одоева нет. Разруха в головах должна быть ликвидирована, и голова приведена в порядок необходимыми знаниями, общим языком всего населения, социальной ориентированностью каждого, личной ответственностью в общих делах. Надо научиться быть гражданином. Мёртвые хватают за ноги живых, освободиться от груза прошлых ошибок мешает страх. Тени забытых предков не исчезают ни в полдень, ни в полночь, они с укором смотрят руинами домов на наш отказ от своего прошлого. Тема переименования улиц и площадей дискуссионная, требуется время, поиск средств, но сметать эту тему с повестки дня, стирать из памяти – нельзя, чтобы не превратиться в Иванов, не помнящих родства. Н. Веселова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |