15:20 Новые мысли о старом | |
9 ноября на страницах нашей газеты было опубликована статья В.В. Павлова «Что мы оставим потомкам?», в которой он предлагал задуматься над состоянием одоевской топонимики и обсудить перспективу переименования некоторых улиц, чьи названия связаны с коммунистической идеологией и именамибольшевистских вождей. В развитие темы мы сегодня публикуем два отзыва, пришедших в редакцию. Новые мысли о старом Считаю весьма своевременной инициативу В.В. Павлова о переименовании одоевских улиц, так как названия многих из них не просто носят былой идеологический характер, но отличаются некоторой долей абсурдности (50 лет октября, Пионерская, Комсомольская, Пролетарская и др.). Кажется целесообразным дать улицам исторические названия, которые бы отображали историю, традиции, географическое положение, характер местности, культуру именно Одоева и одоевского края. Красивыми названиями, на мой взгляд, были бы названия по наименованию когда-то стоявших на них церквей: Соборная, Благовещенская, Троицкая, Сергиевская, Никольская, Успенская, Казанская. Возле Одоева стоит памятник конникам генерала Белова, но нет ни одной улицы, носящей имя освободителя посёлка от оккупантов. Таким образом, необходимость переименования улиц Одоева давно назрела. С этим, наверное, никто спорить не будет. Теперь встаёт вопрос, как решить задачу переименования улиц организационно. Мне это представляется следующим образом. При администрации района должен быть создан общественный организационный комитет, который, прежде всего, выяснил бы, какие денежные средства для этого потребуются, где их взять, как юридически оформить решение и наметить план реализации этого решения. В оргкомитете хотелось бы видеть старожилов Одоева, кого-то из работников музея, наших краеведов Никольского Ю.Н., Успенского Б.Е., представителей культуры и образования, финансового управления. Редакция газеты «Новая жизнь» могла бы объявить конкурс на лучшее название улиц и публиковать поступающие предложения на страницах газеты. Работа трудная, но интересная и благодарная. Хотелось бы, чтобы эта инициатива не умерла сразу же после рождения; чтобы ныне живущее старшее поколение одоевцев успело бы пожить на улицах с новыми красивыми названиями. А. Лаврищев, директор Сомовской средней школы, житель Одоева в шестом поколении. «Нам кажется, это не нужно» Тема очень интересна по своей сути, так как мы на данный момент являемся прямыми свидетелями происходящих изменений вокруг, которые касаются не только топонимики, но и вообще изменений в обществе, в жизни, в культуре, искусстве, архитектуре и так далее. Вот только всё ли мы видим? Однако вернёмся к затронутой теме. Один вопрос нас волнует: что изменится в жизни, если Ваню назвать Петей? Ваня останется Ваней, но все окружающие его очень долго будут привыкать к новому имени. А сам Ваня станет совершенно другим? Или всё-таки останется тем же человеком? Скорее всего, он останется Ваней, но тогда вопрос: зачем это ему понадобилось? В чём причина изменения имени? Не нравится? Кому? Ему или его девушке? А как к этому отнесутся родители? А может быть, какому-то начальнику, который «рявкнув», скажет: «Быть тебе с завтрашнего дня Петром!». Ну да ладно. Носит он это имя, хотя долго Ваню-Петю путают и вдруг в одно какое -то время появляется новый начальник или ещё кто-нибудь и говорит: «Вы что, сдурели? Ну какой же это Петя? Это настоящий Ваня! Быть по сему!». А все уже потихоньку начали забывать, что он Ваней был, а тут надо теперь забывать его имя - Петя. Да и сам Ванька начал забывать своё имя и дети у него пошли с другим отчеством. Голова кругом пошла от этого. Что же делать? Как быть теперь? Не выполнишь - страшно, выполнишь - народ обхохочется и не назовёт ли этого инициатора известным словом, как у М.Е.Щедрина в его книге «История одного города»? Однако вернёмся к топонимике и к вопросу: что же мы оставим потомкам? Получается, что улицы у нас будут носить два имени, а может быть, и три. И теперь вопрос к автору статьи: что вам плохого сделали существующие имена улиц? В угоду кому вам хочется их обязательно переименовывать? Они что - воспитали плохих детей, что живут на них, да и взрослых? Или это стремление войти в историю нашего забытого «города», как нового триумфатора? Нам кажется, что это никому не нужно и тем более людям. Что плохого, если люди живут на улице Тургеневской? Людей с этой улицы вырастила Советская страна, с этой улицы люди ушли защищать свою родину от фашистов и защитили её, показав урок мужества, героизма и патриотизма. Чем плоха улица Карла Маркса? Этот учёный раскрыл всем истинные стремления и звериный оскал «капитализма» и теперь уже до нас доходят практические шаги этого строя. Это имя страшно, но кому? Конечно, не тем, кто считает каждую копейку. А чем плох Максим Горький? Не тем ли, что показал жизнь рабочего класса и его судьбу в том капиталистическом обществе? Разве он был неправ? Чем плох Демьян Бедный? Поэт пролетарского склада, патриот и писал для народа. Так в каждом названии заложен глубокий смысл и историческая правда того времени, когда называли и переименовывали наши улицы. А ведь были в истории нашего города улицы с другими названиями, они ещё живут в рассказах, но постепенно забываются: Кошкин переулок, Погорелая улица, Острожная улица, Дроновский переулок и так далее. Нам кажется, что пусть лучше они останутся в истории, но никогда не возвращаются к жизни. Отдельно хочется затронуть предложение перенести памятник В.И.Ленину во двор школы имени В.Д. Успенского. А знает ли автор, что этот памятник в октябре 1941 года вошедшие в город фашисты взорвали сразу же. Не уподобимся ли и мы им, убрав его, и не обзовут ли нас жители города «фашистами» за это? И неужели автор не помнит, что за этим памятником были захоронены погибшие освободители нашего города в декабре 1941 года? Как к этому памятнику приходили выпускники школ и новобрачные в течение многих десятилетий и клали к его подножью цветы с уваженьем к этому великому человеку, не успевшему завершить своё великое дело? Он дал толчок к созданию славного, мощного, нового государства рабочих и крестьян с гордым именем СССР. Оно дало народу многие блага, о которых мы сейчас с гордостью вспоминаем, но которых в настоящее время все лишились. В отношении предлагаемых новых переименований следует подумать. Так, например, мы знаем, что воевода Никита Колупаев сброшен со стен Одоевской крепости литовцами за неподчинение и отказ присягать Лжедмитрию, проявив храбрость, глубочайший патриотизм и верность своему государству. Так, может, пойти по пути другому? Назвать городище его именем, где он нашёл свою смерть, но был похоронен в пределах Анастасова монастыря? Улицу же, ведущую к Соборной горе, никоим образом не связанную с именем воеводы, нужно оставить в покое. Не так ли? Теперь далее. Настолько ли площадь имени Ленина стала поистине «Хлебной»? Здесь давно уже не проводятся ярмарки и давно она не видала лошадей и телег, с которых торговали хлебом и сельским припасом. Лучше мы будем помнить то старинное название с истинным его предназначением, а для торговли у нас имеется совсем другое место, где торгуют и хлебом из Болхова, Мценска . Белёва и другими товарами. Президиум районного Совета ветеранов. О фашистах и кошках В Интернете на некоторых дискуссионных площадках работает неформальный закон Годвина. Он гласит «По мере разрастания в Сети любой дискуссии вероятность сравнения оппонента с нацизмом или Гитлером стремится к единице». После этого, считается, спор пора прекращать, а сторона, нарушившая закон, объявляется проигравшей. Если серьёзно, то вспоминая в связи с сегодняшними размышлениями о дальнейшей судьбе памятника Ленина, историю его взрыва гитлеровцами в сорок первом году, сознательно или несознательно прибегают к известной логической уловке. Ещё в античные времена она была описана Платоном. Суть уловки, показанная на том, древнем, примере. Суждение: «Все кошки смертны. Сократ смертен. Следовательно, Сократ – кошка». Вскрыть уловку легко. Логика не работает, потому что смертны не только кошки. Но к ней успешно прибегают уже несколько тысяч лет. Д. Корочкин. | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |