В Тульской области региональная власть уже определилась со своей позицией, четко разграничив функции председателей депутатских собраний, то есть глав муниципальных образований, и глав администраций. Соответствующий закон 10 июля был принят областной Думой. Им внесены поправки в ряд других региональных законов, определяющих полномочия глав МО.
– Такие изменения касаются, прежде всего муниципальных образований первого уровня – сельских поселений, – комментирует министр внутренний политики и развития местного самоуправления Владимир Ярошевский. – Теперь главы таких МО только возглавляют собрания депутатов и исполняют представительские, контрольные функции. При этом оперативное управление, вопросы жизнеобеспечения муниципального образования, переходят в ведение главы администрации.
Такая схема разделения властей представительной и исполнительной существует в нашем регионе давно, но на уровне районов, городских округов, рабочих поселков и в сельских поселениях с численностью населения больше 8 тысяч.
В последнее время в Тульской области происходили значительные изменения в сфере территориального устройства – муниципальные образования объединялись и, соответственно, укрупнялись. Сейчас их стало 103 вместо прежних 179. И есть такие сельские поселения как, например, Шахтерское Узловского района, где 18 тысяч жителей. Это почти вдвое больше численности, скажем, Каменского района.
– В таких условиях нерационально, чтобы глава МО руководил еще и администрацией, как это было раньше. Нереально исполнять одному человеку такой объем работы, распоряжаться бюджетом, обеспечивать его наполняемость – считает Ярошевский. – Жизнь приблизила нас к такому решению. Мы не могли не учесть выявленные Следственным комитетом региона нарушения в деятельности некоторых сельских глав. Они сами себе назначали и выплачивали премии, надбавки, и это зачастую оборачивалось уголовными делами.
Быть одновременно и исполнителем, и контролером, согласитесь, не так уж и просто, да и не правильно. Дело даже не в каком-то моральном аспекте, а в наличии управленческого опыта, в знании законодательства. Такой багаж есть далеко не у каждого депутата, из которых, собственно, и выбирают главу МО. Требования к квалификации муниципальных и государственных служащих растут год от года, но на народных избранников такие нормативы не распространяются. А в этом и кроется причина не всегда эффективной работы местной власти.
– У нас были случаи, и сейчас есть, когда главами МО становятся люди, не имеющие высшего образования, – поясняет Владимир Святославович. – Я не могу сказать, что все они на плохом счету. Есть талантливые управленцы, как говорится, от бога, но это не является системой. А сейчас в работу органов власти внедряются новые информационные технологии, и ими нужно владеть. Возрастает и сложность решаемых задач.
Введение должности главы администрации как раз позволит отбирать людей соответствующей квалификации, нацеленных на решение задач, а не на процесс.
Кстати, если говорить о качестве нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне муниципалитетов, то почти 500 из 9 тысяч документов были опротестованы прокуратурой, или отменены по решению суда. И это только за прошедший год.
Несомненно, в сельских поселениях есть грамотные, энергичные люди готовые работать в органах власти, уверены в министерстве внутренней политике, но не все могли проявить свои способности при прежней управленческой схеме.
– В тех муниципальных образованиях, где выборы состоятся 14 сентября 2014 года, будут организовываться конкурсы на замещение должности главы администрации, – уточнил Ярошевский. – А в тех муниципалитетах, где представительные органы были избраны в предыдущие периоды, и главы МО пока совмещают функции, уже запущена так называемая «дорожная карта», в соответствии с которой процедура приведения схемы управления в соответствие с законом будет завершена до конца 2014 года. Хочу подчеркнуть, что изменения в федеральном и областном законодательствах, в первую очередь, направлены на формирование более качественной работы местного самоуправления. Чтобы администрации сельских поселений не перекладывали решение проблем на уровень районной власти. Как говорится, не гоняли людей по кабинетам. Ведь 90 процентов обращений граждан – это вопросы местного значения, и чтобы решать их, главам администраций нужно просто-напросто учиться работать. А для этого необходимо иметь опыт, знания, словом, быть профессионалами.
Кстати, оценка эффективности работы глав администрации и сельских и районных напрямую зависит от мнения жителей. Этот принцип не раз подчеркивал губернатор Владимир Груздев в своих выступлениях: «От эффективности работы местной власти зависит как экономическое, так и социальное развитие муниципалитетов. Я – за прямой разговор с людьми, и рекомендую руководителям всех уровней: общайтесь с людьми, открывайте двери своих приемных и кабинетов. Вы получите и благодарность – если хорошо работаете, и мудрый народный совет, и, конечно, конструктивную критику».
Алексей ШЕРШНЕВ («Тульские известия» № 112 от 1 августа 2014г.)
Комментарий генерального директора ООО "Максим Горький", члена Общественной палаты Тульской области Андрея Самошина:
Всем известно, что большинство наших муниципальных образований страдает от хронического безденежья. Бюджеты, в особенности, небольших муниципалитетов, зачастую не покрывают мелкие потребности даже на 1/3. Ждать "манны небесной" откуда-то сверху не приходится, а избираемые главы муниципальных образований - это всегда люди уважаемые, пользующиеся авторитетом и доверием населения. Но не всегда их жизненный опыт позволяет наладить работу по привлечению в муниципалитет денежных средств, а от этого в большинстве случаев и зависит, насколько быстро решаются проблемы территории. В этом смысле, помощь энергичных управленцев не помешает.
Но есть и другая сторона медали, когда мы сталкиваемся с фактами коллективного эгоизма с густым криминальным душком, так например: МО Страховское в Заокском районе, где есть избранный глава, 7 депутатов и очень дорогая Заокская земля и делай, что хочешь. Земли даже с особым статусом пускаются "с молотка", причем у администрации области совершено нет рычагов для того, чтобы воздействовать на такого главу муниципалитета. А в случае, если будет назначаться глава администрации, у администрации области есть возможность прямого воздействия на такого "назначенца" в любой момент текущей деятельности без вмешательства силовых и судебных органов, т.к. в ряде случаев, такое вмешательство бывает запоздалым, и украденное или разграбленное имущество уже не вернуть.
|