Четверг, 02.05.2024, 02:39 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2011 » Август » 15 » От устного счёта до науки об успехе
14:19
От устного счёта до науки об успехе
Кажется, совсем недавно газета писала о выпускных вечерах и вот на носу уже 1 сентября. Накануне начала нового учебного года мы побеседовали с директором самого крупного образовательного учреждения Одоевского района – средней школы имени А.Д. Виноградова - Владимиром Викторовичем Павловым (кстати, назначенного на эту должность год назад).
- Владимир Викторович, вы довольны результатами прошлого учебного года?
- Считаю его для нашей школы очень успешным. Выпускники 11 и 9 классов показали высокие результаты на ЕГЭ и ГИА. Количество медалистов говорит само за себя. Я не буду на этом останавливаться, так как газета уже писала. В школе получили стопроцентную успеваемость. Ни одного второгодника!
- Как это? Неужели такого можно добиться без натяжек по принципу: «3» пишем - «2» в уме?
- Я был несколько удивлён, увидев результат. Впрямую такой задачи мы не ставили. Просто была установка на то, чтобы максимально отработать с каждым учеником. Если проанализировать основные причины неуспеваемости, то на первое место надо поставить пропуски. Всех прогульщиков взяли под строгий контроль. Работа шла по всем возможным направлениям. В первую очередь, конечно, по линии учитель – ученик. Не помогало – подключались классные руководители, завучи. Не срабатывало и это – директор школы, родители. Если ребёнок пришёл в школу – половина дела сделана. Знания таких ребят, конечно, фрагментарные. Учителя опять же индивидуально с каждым искали способ расширить такие фрагменты. Это и дало качественный сдвиг. Повторю, особой задачи - добиваться именно красивой цифры 100% не было и не будет. Важны не общие показатели, а работа с каждым человеком.
- Выступая на выпускном вечере, вы говорили о том, что с нового года готовите целый ряд новшеств. Поделитесь с читателями планами на ближайшее будущее.
- Государство никак не может окончательно определиться с содержательной стороной образования. Вначале мы должны были руководствоваться «Минимумом» 1998 года. Затем был «Стандарт-2004». Сейчас разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт. И в новом документе опять очень много общих положений, но нет никаких практических ориентиров для учителя. Нужно добиться того-то, добиться этого, но нет плана действий, как достичь поставленных результатов. Учителям остаётся полагаться лишь на свой опыт.
Стандарт содержит очень высокие требования к обеспечению учебно-воспитательного процесса. Чтобы всем им соответствовать, огромная материальная база нужна.
Разработчики ошибаются в главном: ребёнок не сосуд, в который учитель может по своему желанию ежедневно заливать знания. Чем наполнили, то и есть, что дали, то и усвоил. Усвоение - это сложный процесс, требующий времени, наработки навыка. А времени на него практически не выделяется.
Опыт всех стран мира показывает, что, например, в начальной школе надо давать базу, причём именно путём многократного повторения. А если этого повторения нет, что мы и наблюдаем в новых стандартах, значит, в них изначально заложен неуспех ученика. Пытаясь объять необъятное, можем не получить ничего.
Нам остаётся только искать пути, чтобы по возможности не допустить развития негативных последствий. Шанс на это даёт, на мой взгляд, предложение о сотрудничестве, которое поступило от фирмы «Никс». В Одоеве она известна, в основном, как инвестор для одного из хозяйств – ООО «АПК «Тюринский».
Руководство компании уделяет много внимания развитию математических знаний у школьников. В частности, уже несколько лет «Никс» проводит физико-математические олимпиады. А теперь предложило нам ввести дополнительные занятия по математике. То есть компания будет оплачивать часы учителю. Цель занятий - как раз решить хотя бы отчасти те проблемы, о которых шла речь выше. Дополнительное время будет введено через систему факультативов и использовано на развитие вычислительных навыков, логического мышления. В новом учебном году эти занятия планируем ввести в первых и вторых классах. Затем возможно расширение этого опыта на всю начальную школу.
- Кроме дополнительных часов на факультативные занятия по математике, речь шла ещё о сотрудничестве с институтом развития образования.
- Да, действительно. В апреле этого года доктор педагогических наук Н.Е. Орлихина предложила нам стать базовой площадкой института развития образования. Мы будем работать по направлению акмеологии. Это наука на стыке педагогики и психологии. Слово переводится как наука об успехе. Суть проста и по большому счёту не содержит радикальных новшеств. Основа – опять же индивидуальный подход, нацеленный на достижение максимально возможных для каждого ученика результатов.Но накопленный в школе опыт будет систематизирован на научной основе. Мы ждём от сотрудничества того, чего не хватает в современной школе – конкретных методик. Чтобы учитель действовал более осмысленно. Чтобы пытаясь выполнить современные, очень высокие требования, педагог не изобретал велосипед, если он уже кем-то изобретён. Чтобы был успех, у ребенка должен пробудиться интерес, сформироваться мотивация. Мы всегда в этом направлении работали и теперь ждём помощи от науки.
- Так как это будет выглядеть на практике? Какие практические шаги уже предприняты?
- Нам назначен научный руководитель. Вначале должен быть, конечно, подготовительный этап. Педколлективу нужно время, чтобы изучить литературу, осознать, что и для чего делается.
Важный момент: акмеология не предполагает дополнительной нагрузки на учащихся. Она реализуется через планы работы, через систему кружков, мероприятий.
- Слово «акмеология» звучит красиво. Но если вдуматься, человек, который мечтает только о том, как добиться успеха, – существо страшное. Согласны?
- Мы едва не упустили важную вещь. Успешность это не расталкивание окружающих локтями. Понятие охватывает и достижения в области социализации личности, то есть воспитание моральных качеств, любви к своей Родине.
Для того, чтобы воспитание было ориентировано на наши духовные корни, в этом учебном году в 5 классе вводится преподавание «Основ православной культуры».
Работа школы должна строиться, по моему мнению, вокруг какого-то стержня. Для нас это будет экологическое направление.
Не так давно комитет образования администрации Одоевского района присвоил нашей школе статус базового образовательного учреждения. Это накладывает на наш коллектив дополнительную ответственность. Надо искать конкретные способы реализации в школе профильного образования в старших классах, а, следовательно, предпрофильного - в девятом. Предпрофиль, может быть, придётся начинать и в восьмом. Посмотрим.
В школе есть необходимая материально-техническая база. Приобретены шесть мультимедийных проигрывателей, компьютеры, принтеры.
Во всех классах школы теперь стоит новая мебель. В течение учебного года сделали ремонт в медицинском кабинете, переоборудовали библиотеку, организовали работу компьютерного читального зала.
- В данный момент в школе ещё идут ремонтные работы?
- Классы у нас уже все готовы. Большое спасибо родителям за помощь в подготовке школы к новому учебному году. Особенно тем, дети которых закончили в этом году школу. Они сделали очень ценный подарок – подарили шторы в актовый зал. Благодарим также администрацию муниципального образования Одоевский район, которая выделила средства на капитальный ремонт санузлов. В данный момент идёт ремонт вестибюля. На пол укладываем новую плитку, заново изготовим все стенды.
Главное – есть здоровый, опытный, работоспособный коллектив. В годы, когда школой руководила Евдокия Фёдоровна Бобылёва, накоплен большой опыт, сложились традиции. Вчера она отметила свой день рождения. От лица всего коллектива, пользуясь случаем, ещё раз от всей души поздравляю её!
Первого сентября Одоевская средняя школа имени А.Д. Виноградова распахнёт свои двери для учащихся. Мы их ждём и готовы принять всех.
Беседовал Д. Корочкин.
Категория: Национальные проекты | Просмотров: 627 | Добавил: КСАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]