09:17 Отголоски прошлого | |
Ветеран труда Вера Степановна Фомичёва живёт в Говорёнках. Ей 87 лет. Она совсем одинока, без посторонней помощи уже не может. Хорошо, что рядышком живёт женщина, которая и приберётся, и поесть приготовит, и просто поддержит добрым словом.
Юность, опалённая войной
Вера Храпова родилась в 1927 году в селе Ленино в многодетной семье. Без того нелёгкая жизнь в деревне стала ещё тяжелее, когда грянула Великая Отечественная война.
- Помню, как отца провожали на фронт, - вспоминает Вера Степановна. - Мать плакала, мы с сестрой и младшими братьями, глядя на неё, тоже ревели.
Мария Николаевна Храпова, как и сотни других, безропотно проводила на войну мужа, а следом за ним троих взрослых сыновей, орлов своих. Вернутся ли они домой? С опухшими от слёз глазами она смотрела, возможно, в последний раз на родные лица, стараясь запомнить лукавый взгляд, улыбку…
Но раскисать было нельзя – надо поднимать младших деток. Старшая, Верочка, которой уже исполнилось четырнадцать, стала матери верной помощницей. Здоровая и крепкая, она помогала по хозяйству, работала в колхозе наравне со взрослыми женщинами.
В конце октября 1941-го немцы пришли в Одоевский район. Вере, как и всем жителям Ленино, довелось их видеть, слышать их неприятный язык, когда те целым отрядом проходили по деревне. Голодные, холодные, одетые во что придётся, они больше походили на разбойников с большой дороги, нежели на гордых завоевателей. Вбегали в дома, отнимали последнюю еду.
А как-то, рассказывает Вера Степановна, спускаясь в очередной раз в свой погреб, находившийся возле оврага, мать наткнулась на незнакомых мужчин - это были советские партизаны. «Мамаша, не пугайся. Свои мы», - сказали они.
Эти партизаны оставили им свою лошадь, которая поначалу очень брыкалась. А потом, привыкнув, долго служила всей деревне.
…В мае 1945-го прогремел торжественный марш Победы. Возвращались домой сыновья, мужья, братья. Вернулся с войны и Степан Иванович Храпов с сыном Василием. А Алексей и Иван - нет...
Взрослая жизнь: и слёзы, и любовь
Вера Храпова в 1948 году окончила Ногинскую фельдшерско-акушерскую школу по специальности «фельдшер». По направлению попала в Московский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко. А вскоре в столице вышла замуж. Но семейная жизнь не сложилась, и после развода Вера уехала работать в Рязанскую областную больницу. Но и этот большой город не стал её судьбой: заболела мама, и дочка вернулась домой, в Ленино. Устроилась в Говорёнковскую больницу старшей медсестрой. А вскоре нашла свою любовь.
- Пришёл ко мне свататься вдовец с двумя девочками-сиротками – пяти и семи лет, - рассказывает Вера Степановна. – Девочки ко мне кинулись: мама, мама. Мне так их жалко стало…
Вот таким образом Вера познакомилась с будущим мужем Михаилом. Она заменила девочкам умершую мать, растила их, словно своих собственных. А общих деток с мужем так и не было. Зато целых тридцать лет в любви и согласии прожили. Только судьба-злодейка уготовила им самую горькую участь – похоронить своих девчонок. Что может быть более страшным для родителей?
…На стене в одной из комнат квартиры Веры Степановны висит портрет привлекательной девушки. Это Ирина - одна из дочек. А в зале на полке самодельного серванта, который смастерил когда-то Михаил Борисович, стоит деревянный домик - тоже творчество мужа.
Все эти отголоски прошлого одинокая Вера Степановна бережно хранит. А ещё - старые фотографии, диплом фельдшера и значок донора в форме капельки крови. Так же, как и память о родных и близких в своём сердце…
Ирина КОСОУСОВА.
Фото автора и из семейного архива В. Фомичёвой. | |
|
Всего комментариев: 0 | |