Девятого мая отгремел победный салют. Но юбилейный год Великой
Победы продолжается. Сегодня мы вспомним одного из тех, кто подарил нам мир, но не дожил до наших дней.
Пётр Щербаков с супругой Валентиной. 1960-е годы. Одоев
Пётру Сергеевичу Щербакову, капитану в отставке, почётному гражданину Одоева, в октябре этого года исполнилось бы девяносто. Он ушёл из жизни в июле 1998-го.
Более сорока лет прожил Пётр Серге-евич в Одоеве. Работал учителем физики и труда в Ивицкой школе и Одоевской средней им. А.Д. Виноградова. Возглавлял отдел культуры, районо, долгие годы работал заместителем председателя райисполкома, председателем поссовета.
П.С. Щербаков немало сделал для социально-экономического развития Одоевского района: в 60-80-е годы были построены здания Одоевской, Рылёвской и Окороковской средних школ, Апухтинской, Говорёнковской и Петровской семилетних. Появились новые здания районной больницы, быткомбината, банка, ресторана, гостиницы на площади им. Ленина, начал строиться микрорайон «Карин-лес».
Этот энергичный человек был инициатором появления памятника конникам генерала П.А. Белова и стелы на Соборной горе. Именно под руководством председателя районного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов П.С. Щербакова была выпущена к 50-летию Великой Победы районная Книга Памяти.
***
…Родился Пётр Щербаков в деревне Малышево Алексинского района в многодетной крестьянской семье, успешно окончил семилетку. Забрали его на фронт в апреле 1942 года – Петру было 17 с половиной лет.
Воевал П. Щербаков в разведке. Каждую минуту смерть дышала ему в спину. Но только трижды осмелилась прикоснуться – три неопасных для жизни ранения получил молодой боец. Ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени; медаль «За отвагу» и ещё тринадцать наград подтверждают его военные заслуги.
Пётр закончил войну 12 мая 1945 года в литовском городе Шяуляе, а службу в армии – 2 октября 1950-го. Капитан Щербаков безболезненно распрощался с военной карьерой и окунулся в тихую мирную жизнь. Он окончил Тульский педагогический институт (физико-математический факультет), женился и перебрался в Одоев – на родину супруги Валентины. Вскоре в семье Щербаковых родилась любимая дочка Верочка.
«В моей памяти он всегда жив…»
С теплотой и любовью вспоминают о Петре Сергеевиче его супруга Валентина Сергеевна, заслуженный учитель РСФСР, и дочь Вера Петровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии ТулГУ.
- В моей памяти он всегда жив, - говорит Валентина Сергеевна. - Я смотрю из окна на улицу, и порой мне чудится, что он идёт – как всегда, в строгом костюме, привычным жестом откидывая назад свои волнистые волосы…
Он прекрасно играл на гитаре, пел романсы. Его самый любимый - «Гори-гори, моя звезда». Мне очень хочется верить, что в небе есть ЕГО звёздочка, и она будет светить вечно… Мы с мужем прожили 42 года. Для него я всегда была только Валюшей.
- Отец был мастером на все руки, - рассказывает Вера Петровна. - Мог построить террасу, починить холодильник. Он сам сажал огород, умел солить огурцы, варить борщ и холодец, жарить котлеты и печь пироги. Он для всего находил время, планировал каждый день. И всегда меня учил: «Не нужно бояться, нужно пробовать. Ставить цель и добиваться её».
Он был выдержанный, мужественный, стойкий. Жизнелюб и оптимист, всегда в прекрасном настроении. Я очень жалею, что многому не научилась у отца, например, так же мастерски водить автомобиль, быть более организованной.
«Так было»
В доме Щербаковых хранится рукопись Петра Сергеевича под названием «Так было». Её он писал в начале девяностых годов. Это воспоминания о своей деревне, до которой добралась война (лето 1941 – февраль 1942-го). Эти уже пожелтевшие от времени странички - единственный способ поговорить с Петром Сергеевичем Щербаковым, свидетелем и участником той нелёгкой для всей страны поры.
«Это было тревожное, с обилием тепла и солнечных дней, лето 1941 года. …С утра шёл сильный тёплый дождь. Люди говорили, что это ливень, что это наказание господнее за грех, совершаемый людьми. Говорили, что всё смоет, будет неурожай, голод.
…Беда не приходит одна – по радио мы услышали правительственное сообщение: «Война!». Начались стихийные беседы о сроках войны, о возможных победах. Люди моложе и потому более воинственные категорично утверждали, что наша Красная Армия через месяц разобьёт немецкую. Умудрённые опытом осторожно высказывались, что даже мы, 16-17-летние пацаны, будем её активными участниками.
…А день был на редкость тёплый. Парило. Всё было таким прекрасным, мирным, что трудно было сразу понять, что где-то уже идёт война. Деревня притихла. К вечеру стали приносить из сельского Совета призывные повестки из военкомата. Начались приготовления к проводам в армию…
Война всё чаще напоминала о себе. Каждую неделю провожали на фронт мужчин, лились слёзы, давались наказы лучше воевать, обещания - ожидать воинов со скорой победой… Раскаты страшной трагедии приближались и к Тульской области. Появились раненые, стали приходить похоронки…
…Для нас, молодых, вся информация о ходе начавшейся войны рождала одно желание – попасть на фронт. Мы друг друга уверяли, что те приёмы езды верхом на лошадях, что видели неоднократно в кинофильмах, мы освоили в совершенстве. Хотя следует заметить, что никто из нас ни разу не сидел на лошади в седле - их просто не было в колхозе. Были среди нас такие, кто хотел быть лётчиком или танкистом. Мы тогда войну сравнивали с войной красных и белых.
Шёл сентябрь 1941 года… Вдруг, разрывая тишину, в небе появился самолёт с чёрными крестами и стал резко снижаться, совершая круги над деревней. Все жители, а их было около семисот человек, высыпали из домов... Шли минуты, и самолёт, достаточно снизившись, пострелял и улетел.
Немного успокоившись, мы вошли в дом. Начался обед. Но, видимо, не суждено было в этот день пообедать. Наши соседи начали кричать, плакать, причитать. Оказывается, их дочь Рая попала под обстрел самолёта во время стирки белья в родниковой воде.
Итак, первая жертва войны, которую увидели люди, хотя в деревне уже получено более десяти похоронок… На третий день после гибели моей соседки Раи, с которой я ходил в школу, учился в одном классе, дружил, в три часа пришли немцы…»
***
…Неоднократно П.С. Щербакова приглашали в школы на «Уроки мужества», на которых он рассказывал обо всём, что пришлось ему пережить в военные годы. Он очень любил детей, всегда находил с ними общий язык.
…По словам дочери Веры Петровны, самым любимым фильмом Петра Серге-евича был «Подвиг разведчика», а любимым праздником – День Победы. Утром он с гордостью надевал свой праздничный пиджак с наградами и шёл на торжественный митинг. Последний День Победы для Петра Щербакова был 17 лет назад – в 1998 году.
Ирина КОСОУСОВА.
Фото из семейного архива. |