В летнее время сюда съезжается дачный люд с детьми и внуками, а на выходные дни - немногочисленные гости, любители рыбалки и грибники. Местных, коренных, по пальцам руки можно пересчитать. Такие времена!
Сказать, что здесь красивые места, – значит, ничего не сказать. Лес и речка, с одной стороны которой - высокий берег, а с другой - низина, обширный заливной луг, тихие болотца и речные старицы, похожие на жирные запятые. Сразу за околицей распласталось пшеничное поле. И над всей этой благодатью огромное, высоченное небо, поражающее своей чистотой и голубизной.
Саму деревню вдоль разделил надвое глубокий овраг. За давностью лет его склоны обросли берёзами, ивняком, густыми кустами шиповника, боярышника и высокими травами.
Но что самое примечательное и удивительное - так это родники. Они облюбовали овраг как место своего выхода из подземелья на поверхность, на волю, к простору и свету. То еле приметной сыростью, то тихим ручейком обозначились они по склонам и по подошве оврага на радость птицам, зверюшкам и на пользу людям.
А польза для местных была очевидной. Это сейчас многие задачи решаются просто - век техники, машин, современных технологий. А в прежние времена для деревенского населения родники были важным подспорьем в решении проблемы водоснабжения. Их расчищали, обустраивали, делали удобные подходы и относились к ним с благоговейным уважением. Называли их почему-то колодцами, хотя по своей сути они оставались родниками.
В Крупце особого почитания удостоился «Красный колодец». С давних времён этот родник мощным водотоком вырывался из самой середины крутого берегового склона к реке. За многие годы вода вымыла в склоне каменистое русло и до сей поры живым ручьём стекает в Упу, внося свою посильную лепту в поддержание водного баланса, а по большому счёту - в поддержание жизни красивой, древней реки на Среднерусской равнине.
С прошлого века закрепилась за «Красным» то ли быль, то ли легенда. Её поведала мне Евдокия Павловна Гуркина, старейшая жительница деревни, ныне покойная. Суть её рассказа в том, что на рубеже 19-20 веков вода в роднике обрела целительную силу. Что послужило причиной такой перемены - неизвестно, но слух о целебной воде распространился не только в округе, но и по всей Тульской губернии. Несмотря на удалённость и дорожные трудности, в деревню приезжали страждущие, болящие и посыльные люди в надежде на чудотворную воду источника. Евдокия Павловна вспоминала случай, рассказанный её родителями. Из Тулы приехала женщина с ребёнком. С рождения девочка страдала тяжёлым заболеванием глаз. Практически она была незрячей. Долгие, изнуряющие мытарства по докто-рам оставались безрезультатными, и отчаявшаяся мама решилась, быть может, на последнюю попытку. Она привезла ребёнка к роднику с великой надеждой на чудо. В памяти моей знакомой не сохранилось каких-либо подробностей, но счастливое окончание этой истории она запомнила хорошо. Слепой ребёнок обрёл способность видеть.
Есть в Крупце ещё два родника – колодца. Не такие знаменитые, как их собрат, но всё же. Колодец «Верхний» до сей поры поит студёной водой сельчан и приезжих гостей. И хотя в деревне есть своя водопроводная сеть, водонапорная башня, колонки, воду для заварки чая или засолки огурцов люди норовят брать из родника.
Более печальная участь постигла «Поповский» колодец - ещё один деревенский родник. Заброшенный, обветшавший, доживает он свой век в зарослях бурьяна на склоне оврага. Еле приметной струйкой из заиленного углубления в земле ещё подаёт он признаки жизни и может быть надеется, что кто-нибудь придёт к нему на помощь. И, как в минувшие лета, он щедро станет делиться своей влагой и прохладой ключевой воды. Как знать, возможно, сбудутся его надежды на новую жизнь. И приумножится красотой округа на радость живущим ныне и тем, кто будет жить завтра.
Как знать, как знать….
Владимир Копачёв.
Фото автора. |