Суббота, 30.11.2024, 23:32 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2014 » Ноябрь » 6 » Супруги Морозовы.Такие милые и молодые
10:38
Супруги Морозовы.Такие милые и молодые

 На первый взгляд, они такие разные: он молчун, она - говорунья. А  присмотришься к ним – единое целое. 

...Познакомились «бриллиантовые» молодожёны Валентина Внукова и Виктор Морозов на танцах в Одоевском районном Доме культуры. Валентине было семнадцать, она очень любила танцевать. Не просто любила - это была её страсть. Тогда, в 1948 году, после окончания Серпуховской фельдшерско-акушерской школы  молодой специалист приехала  по распределению в Одоев и стала работать в родильном отделении больницы акушеркой.

Городок внешне Валентине очень понравился: маленький и весь в зелени. Тем не менее для неё это был чужой город. Целый месяц она скучала, ревела, в выходные даже не выходила из дому. А потом в съёмную квартиру, в которой  жила, подселили  ещё одну девушку.  И та предложила Валентине: «А пойдём на танцы».

Сборы подруг заняли минимум времени (платьев-то было раз-два - и обчёлся). Прехорошенькие барышни отправились в Дом культуры. Подруга прихватила с собой кавалера Серёжу. 

У ворот культурного заведения они столкнулись с двумя незнакомыми парнями. Это был Виктор со своим товарищем. Серёжа их знал и остановился поболтать. А потом спросил Валю: «Тебе кто из этих ребят понравился?». Валентина дала ответ в пользу товарища Виктора. «Ну и дура ты, - выпалил Серёжа. - Витька Морозов  знаешь, какой хороший парень». 

Но почему-то Витька Морозов не произвёл впечатления на городскую девушку. «Да мало ли бывает – встретились, разошлись», - подумала она. 

Мой вопрос Виктору Николаевичу: «А вам понравилась тогда Валентина?» немного его озадачил.  Он лукаво прищурился, задумался, а потом кивнул: «Да, сразу понравилась».

- Ничего и не понравилась, - встряхнула головой  Валентина Андреевна. - Как он мне сам сказал: я всё в тот день смотрел. То один подходит – приглашает танцевать, то второй, то третий. Потом  поинтересовался у ребят: «А эта, которая вертится,  к кому приехала?»

А Валентина не вертелась, она просто примечала, кто хорошо танцует, а кто, как медведь, – только все ноги оттопчет. Сам же Витя редко приглашал Валю на вальсы, польки, фокстроты - он был музыкантом духового оркестра, играл на трубе. 

Валентине так приглянулись наши одоевские танцы, что она частенько стала  отпрашиваться с дежурства на это легкомысленное занятие. 

- Представляете, какая несерьёзность, - улыбается Валентина Андреевна. - Если мне в ночь дежурить и вдруг на афише написано «Танцы», для меня это прямо болезнь была. 

Через год, в марте 1949 года, Валя в очередной раз отпросилась с работы: потанцую до 12 и приду. И когда, как Золушка после бала, спешила в родильное отделение, вдруг услышала сзади торопливые шаги. Оглянулась, а это он. 

Виктор проводил девушку до больницы. Дорогу сопровождал обычный вежливый разговор. И после этого - всё, признаётся Валентина Андреевна, мне больше никто не был нужен. 

Весну и лето они дружили. А 14 августа Виктор ушёл в армию,  в морской флот.  На пять с половиной лет. Каждый день влюблённая пара писала друг другу письма. Только о любви в них не было ни слова. Виктор сообщал  о своём вступлении в  комсомол,  о присвоении нового звания.  Валентина делилась тяготами своей непростой профессии. И если сегодня она не получила письмо, то знала, что завтра получит два. И сразу  писала ответ: «Витястику от Валястика». 

Виктор вернулся домой в октябре 1954 года. А на Казанскую (4 ноября) молодые люди пошли в ЗАГС  и расписались. Праздновали свадьбу 9 ноября  в доме жениха. У неё - белое крепдешиновое платье, туфельки на каблучке, а у жениха белая рубашка из лёгкого шёлка с модным тогда воротником апаш. Накануне торжества Виктор с отцом сходили на рынок и купили на свадебный стол маленьких поросяточек. 

Деньги на торжество Виктор с отцом заработали в ресторане – они были художниками, оформляли помещения. 

К слову, отец Виктора, Николай Яковлевич Морозов, был иконописцем, расписывал  церкви, например, храм в селе Болотском.  И в Троицком храме Одоева  есть работы отца и сына Морозовых. 

Вот в такую творческую семью попала Валентина Внукова. И не только в творческую – мать Виктора Морозова принадлежала к роду одоевских купцов Болговых. Именно в её двухэтажном доме жило большое семейство Морозовых, поселилась в нём и молодая жена Виктора. В апреле 1956 года родилась их единственная любимая дочка Вера.

Случилось так, что по семейным обстоятельствам Виктору с Валентиной пришлось строить собственный дом. На это ушло 6 лет. Материально было очень тяжело – грошовых зарплат не хватало, к тому же нужно было выплачивать кредит. Валентина Андреевна трудилась в больнице, а Виктор Николаевич - инструктором по вождению в ДОСААФе, в строительной бригаде совхоза «Одоевский». Правда, приходилось  больше рисовать, чем строить:  оформлял лозунги, автомобили к праздникам, разрисовывал стены в квартирах чиновников.  

Кстати, стены и потолки своего нового дома он тоже разрисовал. 

- Как здесь было красиво, когда мы сюда вошли в 1971 году, - вспоминает Валентина Андреевна. - Вы даже не представляете. 

…Жаль, что в доме у Морозовых почти не сохранились эти рисунки. Зато висят настоящие профессиональные картины – работы хозяина дома и его брата Бориса. 

Занимается живописью и дочь Вера Викторовна – для души. Она окончила технологический институт молочной промышленности, а теперь работает заведующей кадрами в Николо-Жупанском детском доме. Внук Владимир по стопам дедушки Вити не пошёл – рисовать не любит, зато в школьные годы серьёзно увлекался музыкой.  Но окончив физико-математический факультет педагогического института,  работает в ещё менее творческой сфере – торговле.

Вера Викторовна ведёт родо-словную семьи Морозовых и Внуковых. А Владимир с женой подарили бабушке и дедушке на Новый год большой настенный календарь  с семейными фотографиями. И сейчас на бриллиантовую свадьбу что-то затевают вместе с мамой.  

- Нам ничего не говорят, шепчутся, - рассказывает Валентина Андреевна. - Внук приезжал (он живёт в Серпухове), опять рылся в фотографиях. Вера мне предлагает:  «Давай тебе белое платье купим». А я смеюсь: «Может, ещё и фату?»  Очень ей хочется, чтобы была настоящая свадьба. Два фужера  для «молодожёнов» уже купила.

…Валентину и Виктора познакомили танцы, и уже 60 лет они вместе. В горе и в радости. Никогда толком-то и не ссорились, так – чтобы потешиться. 

- Мы любим друг друга. А это самое главное, - признаётся супруга и добавляет: - Хотя Витя мне никогда даже не говорил, что я ему тогда понравилась. Никогда в жизни. Другие  вон без конца признаются друг другу в любви. А он, наверное, только один раз.

- Когда много говорят, тоже плохо, - добавляет с улыбкой немногословный супруг.

– Да, - вздыхает Валентина Андреевна, - Витя жизнь свою отдаст за меня, но сказать, что меня любит, не может. Знаете, в чём он сейчас признаётся: «60 лет, говорит, я с тобой «мучаюсь».  

…Они такие милые и молодые. Будто не было этих долгих и таких коротких шестидесяти лет. 

- Нам бы ещё немного поскрипеть, - сказала Валентина Андреевна, - чтобы ребята возле нас побыли, чтобы им было куда приезжать. 

Дай Бог вам, милые и молодые Валентина Андреевна и Виктор Николаевич, жить долго-долго, очень счастливо и потанцевать на свадьбе своего правнука Ванечки, как в молодости! 

Ирина КОСОУСОВА.
 Фото из семейного архива. 

Просмотров: 514 | Добавил: Люба | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]