Учились мы в Окороковской семилетней школе (тогда она была именно семилетней). Директором школы в то время был Григорий Иванович Сычёв, он же преподавал историю. Строгий, но очень справедливый и уважаемый педагог был. Завуч школы Александра Макаровна Горина – интеллигентная, красивая, гордая и очень строгая дама. А нашим классным руководителем была Антонина Митрофановна Медведева, учитель русского языка и литературы. Мы её очень любили, уважали, но и боялись одновременно.
В то послевоенное время во многих семьях было по трое, четверо и более детей. В нашей семье было пятеро. Родители работали с утра до вечера в колхозе, а летом, в страду самую – до ночи, заготавливая сено и убирая урожай.
По вечерам папа часто уходил на подработки, т.к. нужны были деньги: мы ремонтировали дом, строили сарай и двор для скотины. Мама по хозяйству хлопотала - был полный двор живности домашней: корова, тёлочка, овцы, свиньи, гуси, утки, куры, даже индюшек как-то заводили, но вскоре отказались от них; да ещё свой огород, где работали мама и бабушка. Мы, дети, тоже приучались к труду, выполняя посильную работу.
А ещё нас, ребятишек, надо было обувать-одевать, обстирывать, кормить-поить, воспитывать и учить. Мама была главным контролёром по учёбе, прививала нам любовь к книгам, иногда читала вслух самые интересные. К каждому дню рождения имениннику, кроме какой-то обновки, обязательно дарилась книга: сначала это были сказки и былины, а по мере взросления уже более серьёзная литература – рассказы, повести, романы, стихи. Большую гордость испытывали мы от того, что были земляками великих классиков: писателя Льва Николаевича Толстого, поэта Василия Андреевича Жуковского, писательницы Натальи Парыгиной и других.
Так вот уроки литературы для меня были всегда праздниками. Обладая большими знаниями, с воодушевлением и любовью знакомила нас Антонина Митрофановна с новыми писателями, поэтами. Молодая, красивая, эрудированная и увлечённая, она и нас уводила в мир книг и знаний. И бежали мы в библиотеки: на переменах в школьную, после уроков - в сельскую.
А какое уважение было к учителю, к гостям школы! Если кто-то шёл навстречу, ученики приостанавливались и здоровались, а в коридоре даже становились к стенке ближе, освобождая дорогу и пропуская. Конечно, были и отпетые хулиганы, которым всё было нипочём. Они позволяли себе грубости, сбегали с уроков, но поход к директору «на ковёр» приводил их в уныние и вызывал трепет, а их бесшабашный «героизм» сменялся трусостью.
Когда мы пришли в новом учебном году в шестой класс, нас ожидал очень приятный сюрприз: в школу после окончания педагогического училища пришли четыре молодых преподавателя. Вскоре они образовали две молодые семьи: Марковы Валентин Геннадьевич и Валентина Николаевна и Степановы Сергей Алексеевич и Александра Александровна.
Валентин Геннадьевич преподавал у нас физкультуру и музыку. Был он великий умница: играл на баяне, аккордеоне, гармошке, гитаре, балалайке, мандолине и домбре. Кажется, он говорил, что умеет играть и на фортепиано, но такого дорогого, роскошного музыкального инструмента не было ни в школе, ни в сельском Доме культуры. Молодой, красивый, талантливый педагог уроки музыки начал с того, что стал обучать нас нотной грамоте, учил пению. И, конечно же, стал руководителем школьного хора. Каждую весну в Одоеве проходил районный смотр-конкурс художественной самодеятельности школ, и наш руководитель уверенно вёл нас к победам на этих смот-рах.
Сразу же был организован ещё и музыкальный кружок, куда с великим удовольствием мы бегали заниматься два раза в неделю и осваивали азы игры на четырёхструнной домбре и семиструнной гитаре, а некоторые – на баяне.
Наша школьная художественная самодеятельность всегда была на высоком уровне, мы неоднократно занимали призовые места. Несомненно, в этом была главная заслуга нашего руководителя и преподавателя Валентина Геннадьевича Маркова.
Ещё два раза в неделю он вёл фотокружок, и очень многие мальчишки и девчонки научились фотографировать и печатать фотографии.
Сергей Алексеевич Степанов стал преподавать у нас физику и математику. Он организовал кружок радиолюбителей. И вскоре мальчишки на переменах обсуждали радиодетали, сопротивления, закон Ома («чтобы не сидеть дома»), начали собирать радиоприёмники, считали себя умными и даже немножко важничали.
Многие девочки старших классов подружились с Валентиной Николаевной и Александрой Александровной, которые учили их вышивать, готовить, а то и просто приглашали на чай, так как жили наши преподаватели рядом со школой.
Мы всегда принимали активное участие в спортивных соревнованиях: зимой – в лыжных, весной – в легкоатлетических, добивались спортивных побед. И всегда с нами рядом были наши молодые преподаватели – Валентин Геннадьевич и Сергей Алексеевич. Было нам по 13-14 лет, и некоторые девочки даже были влюблены в этих двух молодых очаровательных преподавателей, наших кумиров и наставников.
Около сорока лет уже прошло с тех пор. Окончили школу, обзавелись семьями, стали взрослыми наши дети. Много ещё пришлось учиться в этой жизни: техникум, институт, аспирантура. Но до сих пор с трепетом, большой любовью и уважением вспоминаю Окороковскую школу, всех учителей, а особенно нашего классного руководителя Антонину Митрофановну Медведеву и ещё тех четырёх замечательных молодых преподавателей, о которых я рассказала выше. От всей души благодарю за их нелёгкий и благородный труд. И называю каждого из них - Учитель с большой буквы.
P.S. Не совсем удачно сложилась судьба наших молодых преподавателей… Но в то время они беззаветно отдавали нам свои знания, умения, драгоценное время, частички своего сердца и души! И за это огромное спасибо ВАМ, наши дорогие УЧИТЕЛЯ и наставники!
Мария ЧернышЁва (Терентьева), бывшая ученица
Юшковской и Окороковской школ 50х-60х годов.
Кандидат биологических наук. Окороково-Юшково-Подольск,
п. Дубровицы. |