Четверг, 28.03.2024, 16:18 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2016 » Январь » 15 » Жизнь в небе
07:16
Жизнь в небе

В номере газеты №48 (2015 год) Совет ветеранов района поздравлял Андрея Лежнева и Игоря Почуканца с Международным днём гражданской авиации. Лётчики были крайне удивлены - они слыхом не слыхивали о таком празднике, утверждённом, оказывается, ещё в 1994 году, 7 декабря. 

(На фото Андрей Лежнев, после полётов, 80-е)

Свой профессиональный день вот уже тридцать пять лет мужчины отмечают 9 февраля - в день рождения гражданской авиации в СССР.
Тем не менее я не стала дожидаться февраля, чтобы написать о людях, которых мы знаем как руководителей завода «Одоевские консервы»…

Мы - друзья, перелётные птицы

Андрей и Игорь знакомы с 1977 года. Познакомились они в Краснокутском лётном училище, работали в одном лётном отряде в городе Чарджоу - правда, в разных эскадрильях. Жили в одном городе - Ашхабаде. Сегодня тоже работают вместе. Но друзьями себя не считают. Почему так? 

- Сейчас сложно назвать кого-то другом, - философствует Андрей Николаевич. И вдруг замолкает. 

- Не стесняйся. Скажи, как есть, - с серьёзным видом обращается к нему Игорь Владимирович. -  Ты меня не можешь назвать другом - я не могу тебя. Друзья – это больше, чем работа. Другу можно доверить сокровенные тайны – я тебе ничего не доверяю. Ты мне тоже. Я не обижаюсь. Мы просто хорошие знакомые.

Мужчины улыбаются. Вот и думай - правду они говорят или шутят. Но я считаю, что это и есть настоящая дружба, а не просто хорошее знакомство. Почему, скоро поймёте.

Я бы в лётчики пошёл...

Игорь и Андрей родились в Ашхабаде Туркменской ССР. Жили они в разных концах города, учились в разных школах. Возможно, никогда бы и не встретились, если бы не лётное училище.  

- Мой дед был военным, отец – доктором физико-математических наук, профессором, академиком. А я уже в пятом классе знал, что буду лётчиком, - рассказывает Андрей Николаевич. - Один из братьев в то время поступал в лётное училище, и я «заболел» авиацией. В 8 классе поступил в аэроклуб. Это была хорошая подготовка, к концу учёбы у меня был 3 разряд по парашютному спорту. После школы без труда поступил в училище. 

-  А я хотел быть не лётчиком, а вертолётчиком, - улыбается Игорь Владимирович. - Три года подряд поступал в Кременчугское училище гражданской авиации. Конкурс туда был огромный: всего пять мест на двести человек! Не поступил, хотя сдавал экзамены на «отлично» и «хорошо». Через два года, уже отслужив в армии, стал курсантом Краснокутского лётного училища.

Мне сверху  видно всё…

Игорь летал на АН-2. Обслуживал в Туркмении Каракумский канал,  возил нефтяникам, буровикам и геологам почту и продукты. Возил рейсовых пассажиров. В Краснодарском крае, в Казахстане, в Украине и Белоруссии работал на химии (обрабатывал поля ядохимикатами). 

…А однажды Игорю досталось от начальства,  хотя он, кажется, не сделал ничего плохого. И даже наоборот - своим знакомым молодожёнам в день их свадьбы устроил цветочный «дождь»: пролетая на стометровой высоте над свадебным кортежем, стал выбрасывать букеты цветов. Сюрприз молодые и гости оценили. Но кто-то из недоброжелателей всё перевернул: выдал это за хулиганство и донёс начальству... 

- А как-то я залетел в облако, - вспоминает лётчик-«хулиган». – В малой авиации это запрещалось делать. Лечу и вижу впереди что-то такое густое, чёрное. Дай-ка, думаю, залечу. Что будет? Залетел, ради интереса высунул руку из форточки и дотронулся до облака. Оно мнётся и настолько водянистое, вся рука в воде. Так интересно!

…Игорь признаётся, что ему очень нравилось летать на маленьком самолёте: сверху всё видно, техника послушная. Можно было разогнаться, пролететь на спор с лётчиками под высоковольтными проводами или по кромке воды. С этим мог справиться только первоклассный лётчик.

Небо - мой  родимый дом 

Андрей говорит, что для него лётное дело -  настоящее призвание. Несмотря на то, что порой было очень тяжело: в октябре ночью в Средней Азии температура воздуха чуть ли не минус, а днём плюс сорок. От жары самолёт на земле раскалялся, до штурвала не дотронешься. Приходилось обматывать его бинтами. Зато как красиво в пустыне весной - всё жёлто-красное от цветов.

…Сначала Андрей Николаевич тоже работал на АН-2, только в авиации спецприменения. Многое держалось в секрете, и сегодня бывший лётчик неохотно рассказывает об этом. 

- Мы летали по всей Средней Азии – от  предгорий Душанбе до Копетдага, от Аральского моря до Каспия. Расчертили всё вдоль и поперёк. В основном летали на небольших высотах. Снижаться ниже 50 метров было очень опасно: локатора в самолёте нет, средства навигации в пустыне работают неустойчиво. При плохой видимости существовала вероятность вписаться в нефтяную вышку. В малой авиации работают только специалисты. Знаете, как за границей? Чтобы попасть в малую авиацию, надо набраться опыта в большой. У нас же всё наоборот.

…Через четырнадцать лет Андрей стал пилотом самолёта Ту-154, на языке лётчиков - «тушки». Возил пассажиров по Средней Азии, из Ашхабада в Москву. Страха от полётов у Андрея никогда не было, да он и не думал об этом, иначе, говорит, можно с ума сойти.

После неба…

Игорь Почуканец летал 13 лет, закончил свою лётную карьеру в 1989 году, открыл в Туркмении своё дело. А в 1996-м перебрался в Москву и стал директором фирмы, занимавшейся продажей повидла.

Андрей Лежнев летал 19 лет, до 1997 года. Потом вынужден был с семьёй уехать из Туркмении в Россию. Поселился на съёмной квартире во Владимире, работал во «ВНИИ защиты животных», разъезжая с вакцинами по всей стране.
Однажды они вновь случайно встретились. Игорь позвал в фирму земляка и бывшего коллегу по работе. И конечно же друга. А разве это не дружба? Ведь можно было просто поздороваться, похвастаться своими успехами… Кстати, Игорь Владимирович помог и другому своему коллеге по авиации Вячеславу Гордееву. Он работает на заводе начальником охраны.

…От жизни в небе у лётчиков остались только воспоминания и несколько фотоснимков (да и то только у Андрея Николаевича) - фотографироваться перед полётом было плохой приметой.  

Сегодня лётчики первого класса живут на земле. Они твёрдо стоят на ней. И слава Богу. Далеко не каждому из их коллег удаётся найти себе место в жизни. Главное, удержать тот же бешеный ритм. Ритм лошади, которой нельзя резко останавливаться, иначе не выдержит сердце… Парадоксально, но это так. 

Ирина КОСОУСОВА. Фото из личного архива  Андрея Лежнева.

Просмотров: 938 | Добавил: Ира | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]