Как правильно воспитывать детей и можно ли их наказывать? На этот интересующий всех родителей вопрос нам постарались ответить педагоги-психологи реабилитационного центра Ольга Хорошилова и Елена Гусева.
Наказание или насилие бывает трёх видов: физическое - нанесение телесных повреждений, вовлечение детей в алкоголь и наркотики; психическое - унижение, оскорбление, грубость, угрозы; пренебрежение основными потребностями ребёнка, то есть отсутствие условий для нормальной жизни, заботы о здоровье и развитии ребёнка.
- Лишить ужина ребёнка за какую-то провинность – такого наказания ни в коем случае не должно быть. А вот оставить без лакомства – можно, - советует Ольга Юрьевна. Да, дети только на словах зовутся цветками жизни, а в реальности всё обстоит намного прозаичней.
Представим ситуацию: ваш ребёнок кинул в товарища по песочнице песком. Что делать мамочке? Ни в коем случае нельзя кричать, бить забияку на глазах у всех – это занижает самооценку, которая может остаться на всю жизнь и принесёт много проблем. Отведите карапуза в сторону, даже если он будет сопротивляться, прижмите к себе, обнимите. Обязательно присядьте на его уровень – глаза в глаза – и спокойно объясните, что так делать нельзя.
Другой случай: в магазине ваше чадо бьётся в истерике: вынь да положь сто пятнадцатую машинку. Выведите его из магазина и постарайтесь переключить внимание: «Смотри, какая птичка полетела» или обещайте сходить в выходные в цирк. Но обязательно обещание нужно сдержать, иначе ребёнок вам не будет доверять. А в случае, если машинка в магазине – это его давнишняя мечта, а купить вы сегодня её не можете - нет денег, объясните ребёнку, что в следующий раз купите обязательно.
- Мамы должны играть мудрую роль, - говорит Елена Сергеевна. - Но спокойно говорить, без криков и истерик не всегда получается. Если вы всё-таки не сдержались, накричали или, не дай бог, шлёпнули ребёнка, то для начала обязательно нужно обоим успокоиться. В психологии это называется взять «таймаут». Для этого можно отправить ребёнка минут на десять в свою комнату или, если нет такой возможности, посадить, например, на кресло. Но ни в коем случае не ставить в угол, так как это замкнутое пространство. А после вместе спокойно обсудите ситуацию. Начать нужно со слов: «Ты у меня хороший, я тебя очень люблю, но твой сегодняшний поступок меня очень расстроил. Давай сделаем так, чтоб этого больше не повторилось». А уж если ребёнок не виноват, а просто попался, что говорится, «под горячую руку», обязательно извинитесь перед ним.
- Ни в коем случае нельзя бить ребёнка, - говорит Ольга Юрьевна, - Вы ему показываете, что это нормально: «Сила есть – ума не надо». Любую проблему можно решить словами.
Вспомним всем известную ситуацию из детства: ребёнок ударился о стол, ему больно, он плачет. Чтобы успокоить его, родители говорят: «А давай этот плохой стол тоже ударим». И со словами «ата-та стол» навешивают тумаков провинившемуся столу. Ребёнок перестаёт плакать – цель достигнута. Но, совершив этот поступок, родители не понимают, что сами, даже того не подозревая, воспитывают у ребёнка чувство отмщения. А потом удивляются, почему их «зайка» в садике дерётся.
Воспитание – очень сложный процесс. Но им нужно овладевать. Например, необходимо приучать ребёнка к труду уже с раннего детства.
- К трём годам у детей наступает кризис, который так и называется «кризис трёхлетнего возраста». Ребёнок постоянно произносит: «Я сам!», - продолжает беседу Елена Сергеевна. - Эти слова родителям необходимо направить в правильное русло. Например, пусть он сам уберёт свои игрушки. И если он это сделает неумело, по-детски, не ругайте его. Обязательно похвалите и скажите: «Какой ты у меня молодец, но давай вот этого медвежонка положим сюда, а этот конструктор уберём туда». Тем самым вы не отобьёте желание и научите правильно трудиться.
- Часто бывает, что ребёнок на просьбу что-либо сделать полезного, отвечает: «сейчас», - говорит Ольга Юрьевна. - Вы ему напоминаете ещё и ещё раз – он продолжает играть в компьютерную игру. В психологии считается, что нормальному ребёнку до 12 лет нужно повторить 7 раз – спокойно, без крика. Но это, конечно, в идеале. На деле не всегда получается (улыбается), но к этому нужно стремиться.
Вернёмся к наказаниям. Представим ситуацию: вы собирались на выходные всей семьёй сходить в кафе, но вдруг ваш ученик в школе нахватал двоек. Вы спокойно говорите ему, что поход в кафе откладывается, пока не исправятся отметки. Ребёнок должен знать, что у него есть обязанности, ответственность. Ни в коем случае нельзя бить ребёнка, оскорблять. Битьём, во-первых, вы унижаете его достоинство, травмируете психику. Во-вторых, он обязательно постарается найти способы, чтобы свести счёты со своими обидчиками: будет дразнить младших братьев, сестёр или домашних животных, продолжать получать плохие отметки в школе, убегать из дома или забывать о своих домашних обязанностях.
- Оскорблениями типа идиот или дурак, вы просто добьетесь того, что ребёнок начнет считать себя таковым и не захочет исправляться, – поясняет Елена Сергеевна. - Ребёнок будет думать: «Да, я плохой, я буду ещё хуже. Что ж от меня ещё ожидать?». И он на деле будет это доказывать.
А в данной ситуации с двойками нужно разобраться, найти причину: может, что-то ребёнок не понял на уроке, позаниматься с ним. Бывают дети со слабыми способностями, способные учиться только на тройки. С этим тоже нужно считаться.
Ещё есть такие родители, которые заявляют второкласснику: «Не хочешь, не учись. Ты учишься для себя». Этого ни в коем случае делать нельзя, так как ребёнок в силу своего возраста ваши слова воспримет буквально. Нужно объяснить, что образование необходимо. И никогда не поощряйте деньгами или подарками за хорошие отметки. Лучше пообещайте в конце четверти купить какую-нибудь игрушку или куда-нибудь съездить.
А бывают случаи, когда мамы обещают дать денег пятнадцатилетнему сыну, если тот, к примеру, вскопает грядки. Потом, в будущем, он просто так, бесплатно, и шагу не ступит.
…Родители – это пример для детей. И каждый ребёнок копирует своих маму и папу. Поэтому нужно показывать только положительные примеры, пользоваться авторитетом у своих детей. И знать, что ребёнок – это личность со своими чувствами и эмоциями.
Напоследок педагоги-психологи посоветовали всем родителям прочитать книги: Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». А ещё – всегда помнить, что ребёнок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств… Пожалуйста, любите его, хвалите за хорошие дела и знайте: «Все дети хорошие, только их поступки плохие!».
Ирина КОСОУСОВА. |